Конопля - проводник в иной мир
24.02.2021 - 1049 просмотровКонопля, как и большинство изначальных растений, у многих народов имела свое ритуальное значение. Чаще всего, она выступала проводником умершего, облегчая ему переход в иной мир.
Например, в Китае конопляный саван и семена использовали в погребальных обрядах. Группа археологов под руководством Хунэня Цзяня (Hongen Jiang) из Университета Китайской академии наук обнаружила в районе Турфанской впадины на северо-западе Китая древнюю могилу человека, скелет которого был покрыт коноплей (Cannabis).
У славянских народов конопля также связана с предками и загробным миром, закрывая обратный путь покойнику из мира мертвых. В Сербии покойника покрывали конопляным полотном, чтобы он не стал вампиром. В Болгарии же его опоясывали пасмой конопли поверх рубашки, а могилу обкладывали конопляной паклей, ниткой и поджигали. При этом нагая женщина кадила очесами конопли около волос умершего, а пепел и их остатки клали в гроб. ⠀
Коноплю использовали и в качестве поминальной еды. Отмечено, что в Алексеевке Боркинской волости, Слонимского уезда, Гродненской губернии: «После похорон крестьяне совершают поминки, на которые приготовляют вареную фасоль, натирают конопляного семени, пекут лепешки без соли и варят капусту...».
⠀
С миром предков связаны обрядовые действия, например, танцы с подскоками на масленицу для продуцирования роста конопли, использование конопли в наряде и атрибутах ряженых, употребление гречневой каши с конопляным молоком в Сочельник, приглашение Мороза на кутью с конопляным молоком; посыпание полазника семенами конопли, а у южных славян – перевязывание жгутом из конопли рождественского хлеба и пасхальных «пальм».
Чтобы не оскорбить усопших родителей, запрещалось «мыкать мычки и прясть пряжу в пятницу". В Нижнедевицком уезде Воронежской губернии это считалось большим грехом, так как «кострика или шелуха конопляная может засорить глаза»
М.М. Валенцова в «Славянских древностях» отмечает, что: «В северно-русских диалектах костра может обозначаться словом баба, имеющим помимо прочих, значение «женский предок»; архангельское «баба» - куча отходов от обработки льна и конопли, чучело из таких отходов: «Бабу жгут»; вологодское «бабка» - куча льняной или конопляной кострицы, сложенная за деревней для сжигания: «Бабку сжечь». При этом костру бросают палками кверху, прыгают на ней голыми ногами и приговаривают: «Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны».
Крестьяне также применяли коноплю в день почитания святого Евстигнея Житника - 18 августа (5 августа по-старому). На Руси на Евстигнеев день было принято заклинать жнивы, чтобы на них не поселилась нечистая сила. Для этого рано утром выходили в поле с конопляным маслом и произносили: «Мать Сыра Земля! Уйми всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». После этого на почву выливали немного масла.
Процедуру повторяли четыре раза, каждый раз поворачиваясь в направлении одной из сторон света и прося Землю защитить то от ветров, то от метелей, то от морозов. А в конце обряда на поле бросали всю склянку с маслом. Кроме того, в этот день ели сырой лук в конопляном масле с хлебом, солью и квасом. Считалось, что это придает телу здоровье, а лицу — свежий вид.
--
Источники:
Цивьян Т.В. «Повесть конопли»: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточные параллели. Выпуск 4. Структура балканского текста. М., 1977.
Романов Е.Р. Материалы по этнографии Гродненской губернии. Вильна, 1911.
Благодарим hemp_road за предоставленный материал
Прошедшая неделя показала, что сегмент лубяных культур растет
Исследовано влияние ограниченного ферментативного гидролиза