О состоянии коноплеводства в Японии
23.01.2023 - 501 просмотрКонопля традиционно выращивалась и использовалась в Японии. В японском языке для обозначения конопли используют три термина: taima, asa и henpu (в английском чаще используют cannabis, а hemp применяют для описания разрешенной продукции из конопли). В растениях выявлены сотни компонентов, из которых более ста классифицированы как каннабиноиды (в частности THC, CBD и CBG).
Тетрагидроканнабинол (THC) - основной психоактивный компонент конопли, включён в список психотропных веществ. Каннабидиол (CBD) - именно он чаще маркируется в пищевой продукции из конопли. Жмых конопли, после отжима масла, используется как питательный (и дорогой) корм в животноводстве и обычной кулинарии. Например, в заменителях животного молока или спортивном питании (конопляный протеин).
В настоящее Япония придерживается политики абсолютной нетерпимости к тетрагидроканнабинол и в стране действуют строгие ограничения на выращивание конопли. Недопустимые части включают цветы, бутоны, листья, незрелые стебли или корни. Разрешённый продукт из конопли должен был быть получен из частей растения, отличных от зрелых стеблей и семян. Поэтому коноплю разрешено культивировать для изготовления специальной ткани для синтоистских культовых ритуалов.
В ближайшем будущем не стоит ожидать хоть сколь существенно роста внутреннего японского производства пищевой продукции из конопли. Тем не менее, в Японии восстанавливается сфера применения конопли. Так, Префектура Точиги получила статус района легального выращивания конопли в стране.
Уже есть производители, получившие лицензии на изготовление продуктов из конопли. Эту продукцию, хоть и в очень ограниченном количестве, можно приобрести онлайн. В Японии нет импортных тарифов на семена конопли, масло из конопли, жмых и муку из конопли. Однако порядка 20 компаний из Китая, Канады, Франции, Австралии и Эстонии поставляют на японский рынок семена конопли. Примерно 40-50 японских компаний, из которых самым крупным игроком является Costco, их перерабатывают. В 2020 г. Япония импортировала порядка 650 тонн семени конопли. Примерно 80% шло на корм птицам, 20% для производства продуктов питания для населения.
Импорт семян конопли в Японию 2016-2020 гг, (HS 1207.99.010), в тоннах
Основным применением семян домашней конопли для людей было семя конопли (в скорлупе), которое традиционно содержится в обычном японском сичими, “порошке семи специй”. Сегодня все бренды shichimi используют семена конопли из Китая. Один крупный производитель сичими, рекламирующий “полностью японские сичими”, вообще не использует семена конопли.
Семена конопли получили популярность как суперфуд, наряду с семенами чиа и льна, в 2018-2020 годах, но затем этот "хайп" стал угасать. Некоторые небольшие переработчики активно продвигают нишевые продукты. Продукция из конопли в Японии - частый гость интернет-магазинов здорового питания. Обычно обыгрывается как полезная добавка к смузи и другим блюдам, богатая омега-3. Ядра конопли, конопляный протеин, конопляное молоко, батончики с семенами конопли. Конопляное масло, которое представлено в интернет-торговле и в разделе "здоровое питание", в Японию поставляют преимущественно американские компании, а также производители из Австралии, Новой Зеландии, Литвы и Канады.
Для японцев очень важен контроль качества на всех стадиях выращивания, переработки и доставки. В связи с чем, американские, канадские и европейские фермеры активно приглашают японских импортёров для осмотра полей и производств, чтобы оттянуть на себя большие китайские поставки. Западноевропейские и американские производители надеются, что мировой хайп по конопле докатиться и до Японии, и можно будет активно поставлять конопляную продукцию.
В частности, в мире растёт категория "расслабляющих" напитков, альтернативных кофеин-содержащим напиткам и энергетикам. Японское подразделение Coca Cola выпустило напиток "Chill Out" (2,8 доллара) с содержанием компонентов семян конопли. Его агрессивно рекламировали в поездах в мае 2021 г.
Так же стоит обратить внимание на то, что Минсельхоз Японии одобрил коноплю как продукт, по которому синхронизирована органическая сертификация США и Японии. Но пока рынок органики Японии развит слабо, по сравнению с маркетинговыми титанами органики, США и ЕС. Впрочем, экспортеры из США делают ставку та то, что навязываемая мода на устойчивость и экологичность докатиться и до Азии, в том числе Японии.
Рыкалин Артур, аналитик-исследователь
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...