Факты и цифры

Магические свойства конопли

20.06.2014 18:34 - 25166 просмотров
Автор: admin
E-Mail: info@rosflaxhemp.ru

Конопля и лен больше, чем другие растения претерпевают столько «страданий», превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дергают, мочат, сушат, мнут, треплют, чешут, прядут, отбеливают).  И каждый этап – от ее сева до тканья полотна,  сопровождался ритуальными  обрядами.  У сербов, например, с помощью конопли отгоняли градоносную тучу. Славяне узнали коноплю раньше, чем лен. Поэтому именно конопля в народном фольклоре ассоциировалась с женской долей, а женщины использовали растения и кусочки ткани в качестве оберега.

 

В Могилевской губернии перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. Сеяли коноплю босиком, непременно молча (не допускалось даже здороваться и отвечать на чье-либо приветствие), сняв шапку и с завязанными глазами - иначе птицы выклюют семена либо посеянная конопля не взойдет. Чтобы волокно было белым, а семенные головки - крупными, по коноплянику разбрасывали либо закапывали в землю яйца или яичную скорлупу, а перед севом вся семья ела блюда из яиц.

 

Для магического возбуждения вегетации и обеспечения роста конопли на Рождество, Масленицу,  в первую неделю Великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день домочадцы прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы; женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на высокий лен и коноплю» (западные и южные славяне); русские, чехи, болгары зажигали костры и прыгали через них - чем выше, тем лучше урожай. У словаков и  болгар, чтобы конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев самого высокого парня; а белорусы на плечах (высоко) несли семена конопли на поле. А еще  выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой, чтобы конопля выросла густой и  тонковолокнистой.

 

С коноплей связывали способность к рождению потомства. Русские, чтобы оградить новобрачных от порчи, тоже  молодых на свадьбе  семенами конопли, клали семена в обувь молодым и посыпали ими во время свадьбы. В Моравии, Словакии жениха и невесту опоясывали стеблями конопли по голому телу, а болгары раскладывали вокруг невесты конопляные стебли и поджигали их. Молодая (моравско-словацкое пограничье), входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм. Чтобы у молодоженов были дети, а у молодой были легкие роды, мать клала невесте за пояс семена конопли, а та во время венчания высыпала их на пол. У сербов невеста, не желавшая иметь много детей, брала на венчание «мужскую» коноплю. Новорожденного перевязывали матками, или материнкой (женская особь конопли с семенами). Если же его обвязать плоскунами, или посконью (растение с мужскими цветками), он будет бесплодным. Девочке в первую купель чехи клали коноплю, чтобы волосы у нее были длинные. Сербы при посещении роженицы приносили с собой одно пасмо конопли, которое клали в люльку, чтобы  мальчик  вырос усатым, а девочка «волосата». 

 

Сербы окуривали покойника конопляным дымом, а пепел и остатки растений клали в гроб. Кроме того, чтобы покойник не стал вампиром, они покрывали его конопляным полотном, а поверх рубашки опоясывали пасмом конопли. Болгары для этих же целей обкладывали могилу коноплей либо конопляной паклей и поджигали их. В Болгарии и Закарпатье на Благовещенье куски конопляного полотна клали на пол по углам избы, поджигали и дымом окуривали все вокруг, чтобы уберечься от укуса змеи и  «гады, выползшие из земли, не заползли в дом». В Лесковацкой Мораве в Мышиный день (9 ноября) молодежь обходила дом с коноплей и изгоняла  грызунов,  а затем собирала все стебли и устраивала из них костер в центре села. В Подолии на Ивана Купалу собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме.

 

Коноплю использовали и в народной медицине. Например, рядом с колыбелью клали зеленую коноплю, чтобы ребенок лучше спал. От заразных болезней детей мазали сажей,  сожженной пакли, которой обмывали покойника. В Восточной Сербии от эпилепсии употребляли «забытую» коноплю, т.е. оставшуюся в поле неубранной. А  в селах на границе  между Белоруссией и Россией конопляную нитку, которую пряли в Страстной четверг,  использовали при лечении переломов и вывихов.

 

По материалам  В.В.Усачевой (Институт славяноведения РАН) и http://pagan.ru

 

Справка: Валерия Васильевна Усачева - ученый-славист,  занимается историей традиционной славянской духовной культуры в XIX и XX вв., изучает языковые, фольклорные и этнографические данные всех славянских народов. Ее монография «Славянская ихтиологическая терминология. Принципы и способы номинации. Обратный словарь» (М., 2003) стала настольной книгой этимологов и специалистов по сравнительной славянской семасиологии. Полная библиография печатных работ В. В. Усачевой с 1965 по 2008 гг.помещена в сборнике «Славянская этнолингвистика. Библиография». М., 2008.С. 203–214.

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Запеканка со льном
26.12.2024

Серия: блюда на завтрак и ужин без животных жиров, белков и глютена. Индийская кухня

Развитие лубяной отрасли
25.12.2024

О разработке новых видов натуральных смесовых волокон и тканей

Льняно-конопляные новости. 2024.Декабрь. Ч.3
20.12.2024

Хотя мир занят проблемами и подготовкой к праздникам, происходят события, влияющие на развитие...

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: