Магические свойства конопли
20.06.2014 18:34 - 25032 просмотраКонопля и лен больше, чем другие растения претерпевают столько «страданий», превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дергают, мочат, сушат, мнут, треплют, чешут, прядут, отбеливают). И каждый этап – от ее сева до тканья полотна, сопровождался ритуальными обрядами. У сербов, например, с помощью конопли отгоняли градоносную тучу. Славяне узнали коноплю раньше, чем лен. Поэтому именно конопля в народном фольклоре ассоциировалась с женской долей, а женщины использовали растения и кусочки ткани в качестве оберега.
В Могилевской губернии перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. Сеяли коноплю босиком, непременно молча (не допускалось даже здороваться и отвечать на чье-либо приветствие), сняв шапку и с завязанными глазами - иначе птицы выклюют семена либо посеянная конопля не взойдет. Чтобы волокно было белым, а семенные головки - крупными, по коноплянику разбрасывали либо закапывали в землю яйца или яичную скорлупу, а перед севом вся семья ела блюда из яиц.
Для магического возбуждения вегетации и обеспечения роста конопли на Рождество, Масленицу, в первую неделю Великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день домочадцы прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы; женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на высокий лен и коноплю» (западные и южные славяне); русские, чехи, болгары зажигали костры и прыгали через них - чем выше, тем лучше урожай. У словаков и болгар, чтобы конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев самого высокого парня; а белорусы на плечах (высоко) несли семена конопли на поле. А еще выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой, чтобы конопля выросла густой и тонковолокнистой.
С коноплей связывали способность к рождению потомства. Русские, чтобы оградить новобрачных от порчи, тоже молодых на свадьбе семенами конопли, клали семена в обувь молодым и посыпали ими во время свадьбы. В Моравии, Словакии жениха и невесту опоясывали стеблями конопли по голому телу, а болгары раскладывали вокруг невесты конопляные стебли и поджигали их. Молодая (моравско-словацкое пограничье), входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм. Чтобы у молодоженов были дети, а у молодой были легкие роды, мать клала невесте за пояс семена конопли, а та во время венчания высыпала их на пол. У сербов невеста, не желавшая иметь много детей, брала на венчание «мужскую» коноплю. Новорожденного перевязывали матками, или материнкой (женская особь конопли с семенами). Если же его обвязать плоскунами, или посконью (растение с мужскими цветками), он будет бесплодным. Девочке в первую купель чехи клали коноплю, чтобы волосы у нее были длинные. Сербы при посещении роженицы приносили с собой одно пасмо конопли, которое клали в люльку, чтобы мальчик вырос усатым, а девочка «волосата».
Сербы окуривали покойника конопляным дымом, а пепел и остатки растений клали в гроб. Кроме того, чтобы покойник не стал вампиром, они покрывали его конопляным полотном, а поверх рубашки опоясывали пасмом конопли. Болгары для этих же целей обкладывали могилу коноплей либо конопляной паклей и поджигали их. В Болгарии и Закарпатье на Благовещенье куски конопляного полотна клали на пол по углам избы, поджигали и дымом окуривали все вокруг, чтобы уберечься от укуса змеи и «гады, выползшие из земли, не заползли в дом». В Лесковацкой Мораве в Мышиный день (9 ноября) молодежь обходила дом с коноплей и изгоняла грызунов, а затем собирала все стебли и устраивала из них костер в центре села. В Подолии на Ивана Купалу собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме.
Коноплю использовали и в народной медицине. Например, рядом с колыбелью клали зеленую коноплю, чтобы ребенок лучше спал. От заразных болезней детей мазали сажей, сожженной пакли, которой обмывали покойника. В Восточной Сербии от эпилепсии употребляли «забытую» коноплю, т.е. оставшуюся в поле неубранной. А в селах на границе между Белоруссией и Россией конопляную нитку, которую пряли в Страстной четверг, использовали при лечении переломов и вывихов.
По материалам В.В.Усачевой (Институт славяноведения РАН) и http://pagan.ru
Справка: Валерия Васильевна Усачева - ученый-славист, занимается историей традиционной славянской духовной культуры в XIX и XX вв., изучает языковые, фольклорные и этнографические данные всех славянских народов. Ее монография «Славянская ихтиологическая терминология. Принципы и способы номинации. Обратный словарь» (М., 2003) стала настольной книгой этимологов и специалистов по сравнительной славянской семасиологии. Полная библиография печатных работ В. В. Усачевой с 1965 по 2008 гг.помещена в сборнике «Славянская этнолингвистика. Библиография». М., 2008.С. 203–214.
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования