Конопля и лен в сказке Чертова коса
25.01.2017 - 1841 просмотрЧертова коса
народная французская сказка
В древние времена люди в Геде кос и не видывали, а сено снимали обыкновенными портновскими ножницами, так что работа у них совсем не спорилась. Черт время от времени заходил в эти места за большими камнями — они нужны были ему, чтобы воздвигнуть гору святого Михаила. У него как раз было такое орудие, которым можно, было в мгновение ока снять траву с целого луга, но черт работал только ночью и никому его не давал.
Раз он обещал одному беспутному человеку, с которым был в дружбе, выкосить ночью его луг. Святой Михаил узнал об этом и, забравшись на луг того человека, утыкал землю зубьями бороны — а у бороны зубья, как известно, железные. Потом он спрятался в дупло старого дуба и стал дожидаться наступления ночи. Он почти весь уместился в дупле, и только голова торчала среди листвы.
Черт появился, подошел к плетню, постукал молотком по лезвию косы, потом насадил ее на длинную палку, наточил и наконец равномерными взмахами стал косить траву, которая так и падала вокруг него;
Когда коса наткнулась в первый раз на железо, она зазубрилась. Черт начал ругаться, как только черти умеют, но продолжал работу. Наткнувшись на второй зуб, коса сломалась. Черт промолвил вслух:
— Вот и испортилась моя коса, придется нести ее к кузнецу! — И, продолжая сыпать проклятиями, пошел к местечку Динже.
На другой день святой Михаил отправился в Динже к кузнецу и спросил, не приносили ли ему в починку один инструмент.
— Принесли, — отвечал кузнец — Странная какая-то штука, я таких никогда и не видывал.
— Вот что, кузнец, сделай-ка ты мне такую точно, и тогда я тебе объясню, для чего она служит.
— Ладно.
Святой Михаил не стал прятать своей косы, как черт. Он ее давал всем и всех учил, как работать ею.
Таким образом, все люди начали пользоваться косой.
Видя у крестьян в руках косы, сатана понял, что тайна его раскрыта, и сразу догадался, что его выследил святой Михаил. Рассвирепев, он отправился к святому и вызвал его на поединок.
— Согласен,— ответил архангел.— Но с условием, что мы будем драться в печи.
— Где хочешь, мне все равно.
И оба пошли в ближайшую деревню.
По дороге святой Михаил нашел деревянный молоток с короткой ручкой, которым женщины разминают коноплю и лен перед тем, как их трепать. Он сунул его под мышку и пошел дальше.
Пришли к печи. Черт прихватил с собой ухват и полез внутрь. Святой Михаил двинулся за ним. Ухват был такой длинный, что никак не входил в печь, и пока черт тянул его к себе, святой Михаил нещадно колотил своего противника молотком по голове.
— Пощади! — завопил черт. — Ведь этак ты меня убьешь!
— Я тебя пощажу только с тем условием, чтобы ты убрался из наших мест и никогда больше сюда не возвращался.
Торг был заключен, и с той поры в Геде никогда больше не видали дьявола.
Сказка была опубликолвана в сборнике «Французские народные сказки», Москва, 1959 год.
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...