Лен, линолеум и изобразительное искусство
25.03.2015 22:02 - 4596 просмотровДля печати крупноформатных плакатов и гравюр большого размера нужен был материал, превосходивший по формату спилы дерева, применявшиеся в торцевой ксилографии. И им оказался линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм, который получали методом пропитки тканевой основы глифталевым линолеумом из растительных масел, в том числе льняного, и пробковой муки.
В изобразительном искусстве линолеум впервые использовали в 1905 году немецкие студенты архитектурного отделения Высшего технического училища и Школы искусств в Дрездене - Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф, создавшие группу «Мост». Они поселились со своими натурщицами в прибрежных камышах лесных озер Морицбурга, ходили обнаженными под летним солнцем, купались, отдавали дань Эроту, живя in unio mystica с природой в своей "Аркадии".
Изображая себя и своих натурщиц в самых дерзких ракурсах, деформируя тела, добиваясь острых ритмов, они радикально изменили отношение к пространству, лишив его границ, превратили предметный мир в обобщенные, зашифрованные знаки, окружающие человека, минимизировали значение света и светотени, придали силу жирной линии контура. Среди известных европейских художников прошлого века в технике линогравюры работали:
Анри Матисс
и Пабло Пикассо
В США пионером многоцветной линогравюры стал в 1940-х годах Уолтер Андресон, чьи работы в 1949 году были выставлены в Бруклинском музее.
В России первым начал применять линогравюру Н. Шевердяев (ученик Василия Матэ), работы которого были выставлены в Париже в 1907 году. Два года спустя, Иван Павлов разработал подробную технику линогравюры, которую вместо использовавшихся тогда литографии и цинкографии стал применять в типографии Ивана Сытина для обложек и иллюстраций в детских книгах. А в 1914 году им был выпущен календарь на 1916 год "Царь-колокол" с 12 цветными линогравюрами. Поскольку после революции 1917 года остро ощущался дефицит, линогравюры становятся популярными. Эту технику для изготовления станковой гравюры, особенно в книжной иллюстрации, использовали Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека.
Для линогравюры используются те же типографские краски, что при печати ксилографии, и инструменты, необходимые для продольной гравюры (угловые и продольные стамески, нож для точной обрезки мелких деталей). Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: её не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли «пустые места».
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра. Первым в России линогравюры в нескольких цветах создал Вадим Фалилеев, который работал в жанре пейзажной многокрасочной гравюры. Разноцветное изображение получали с помощью 4-7 матриц, с которых делался один оттиск.
По материалам: ru.wikipedia.org; http://www.bobkessel.com/die-brucke;
http://ms-seo.de/logs/die-brucke-expressionism; http://www.rogallery.com/_RG-Images/Matisse; http://ru.www.guyhepner.com
http://www.artvalue.com
http://www.crescentcityauctiongallery.com
http://www.urgi.org
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования