Лён, Петр, Феврония и любовь
08.07.2019 - 2179 просмотровЛён на протяжении веков через боль и слезы давал богатство и соединял женское и мужское начала. Только вместе из этого растения у них получались изящные ткани и крепкие холсты.
А все начиналось в Древнем Египте, где возникло самое раннее товарное производство льна – парусины, тонких полотен виссона, смесок с шерстью. Льняные ткани, преимущественно тонкие, экспортировали, в том числе в Древнюю Грецию, а, века спустя, - в Римскую империю. Однако развитие мореходства требовало парусов. И в IV веке до н.э. - в Аттике (Греция), а затем II—I веках до н. э. – в Галлии (Римская империя) формируются зоны льноводства. Судоходство благоприятствует торговле. И в Рим со всех концов империи, в том числе Египта и Сирии, везут льняной текстиль. В этот же период с тонкими льняными тканями на рынок выходит Колхида.
Новый взлет льняных тканей происходит в средние века. Однако теперь льном уже славятся страны Европы: Италия, Испания, Франция, Фландрия, Кипр, а с XVII века лидирующее положение в производстве полотна заняла Великобритания. Правда, сырье - льняное волокно, англичане покупали в России, где лён, кроме потребительского, имел духовное значение, под которым понималось семейное благополучие.
К слову, в Америке лён не рос. Выращивание льна и льноткачество, привезенные колонистами из Европы, так и не получили развития, не стали отраслью. Наверно, дело в том, что для тех, кто прибыл на Новый континет смыслом жизни были деньги, а не семья и верность. И поскольку каждый был сам по себе, то лён получался низкого качества, из него выходили лишь грубые холсты.
Совсем другое дело Россия. О чем свидетельствует одно из замечательных произведений русской средневековой литературы, памятник середины XVI века: «Повесть от житиа святых новых чудотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Евфросинии».
Эта литературная обработка муромской легенды, сделанная писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом к московскому церковному собору 1547-го года по распоряжению митрополита Макария точно отражает главные законы российской жизни. Произведение состоит из нескольких частей. Во второй - сообщается, что муромский князь Петр, после сражения со змеем-искусителем, совращавшем жену брата Петра, заболел кожной болезнью и, чтобы найти врача, разослал гонцов во все стороны. Один из посланников попадает в деревню, в которой с отцом и братьями-древолазцами (собирателями дикого меда) живет ткачиха Феврония. Гонец застает ее за работой. Феврония сообщает, что найдет врача, если князь приедет в деревню. Когда князь приезжает, Феврония обещает его вылечить при условии, что после излечения князь женится на ней. Однако князю не хочется связывать свою судьбу с простолюдинкой. И он решает проверить, насколько она умна и мудра.
«И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах – так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди, скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно – взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.
В сказании, хоть и не сразу, но все завершается хорошо: Петр и Феврония поженились, Муром и его жители стали процветать, князь с княгиней смогли преодолеть козни бояр и завистливых людей, жили - душа в душу, храня верность и творя добро, и умерли они в один день, без боли и скорби.
Со льном же пока не так хорошо. Возможно, этой верности, мудрости, терпения и смирения Петра и Февронии сейчас не хватает, чтобы лён вновь сделал Муромскую землю, а заодно и другие места России, богатыми и благополучными.
А 8 июля - в День святых Петра и Февронии, в День семьи советуем дарить своим вторым половинкам не розы и лилии, а льняные изделия, хотя бы салфеточки.
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования