Лён и конопля на страже Отечества
20.02.2021 - 1177 просмотровЛюбая война требует перемещения огромного количества людей и грузов. В разные эпохи для этих целей использовали рабов, слонов, конный транспорт. В войне 1939-1945 годов основная нагрузка легла на грузовики, которые перевезли гигантский объем вооружений, материалов, ценностей, военных и гражданских лиц.
Подчёркивая роль грузовых автомашин на советско-германском фронте, Иосиф Сталин во время встречи 23 сентября 1942 года с Уэнделлом Уилки, личным представителем президента США, сказал:
«В современной же войне нельзя иметь армию без грузовиков»
А их в СССР только начинали массово производить:
в 1925 г. начался выпуск грузовых автомобилей на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ).
в 1927 г. на московском заводе «Спартак» организовано производство первых советских легковых автомобилей (НАМИ-1) собственной конструкции
в 1931–1932 гг. вступил в действие Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова (в дальнейшем Горьковский автомобильный завод- ГАЗ), выпускавший ГАЗ-АА
в 1933 г. завод «Красный путиловец» в Ленинграде (ныне С-Петербург) выпустил небольшую партию семиместных легковых автомобилей Л-1.
с 1934 г реконструированный завод АМО – с. Завод имени Сталина (ЗИС, в дальнейшем - Московский автомобильный завод имени Лихачева (ЗИЛ) массово производил ЗИС-5.
в 1940 г. на заводе КИМ (впоследствии Московский завод малолитражных автомобилей - МЗМА, завод имени Ленинского комсомола - АЗЛК), было начато производство малолитражных автомобилей КИМ-10.
К 1937 г. отечественными заводами было выпущено более 180 тыс. грузовых автомобилей, в результате чего СССР по их производству вышел на 1 место в Европе и второе в мире. Однако к началу войны в Красной армии базовых моделей грузовиков ("полуторки" ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, "трехтонники" ЗИС-5 и "пятитонники" ЯГ-6) было около 270 тыс., или 40% от потребности.
Требовалось срочно увеличить количество транспортных средств, которые, к тому же гибли на разбитых военных дорогах, под бомбежками и обстрелами, тонули на водных переправах и проваливались под лёд, выходили из строя перегруженные и из-за отсутствия запасных частей.
Но мощностей не хватало: часть заводов перешла на производство танков, другая была эвакуирована с захваченной фашистами территории и только строила производственные цеха. Кроме того, приходилось максимально экономить на металле, требовавшемся для производства оружия.
Для снижения расхода топлива, удешевления и ускорения производства техники началась яростная борьба с лишним весом военных автомобилей. Поэтому наращивать количество машин можно было только за счет использования подручного материала – дерева и брезента. Последний делали из прочных волокон льна и конопляной пеньки. Причем из второго материала чаще, поскольку большая часть площади долгунца осталась на оккупированных территориях Украины, Белоруссии, европейской части РСФСР.
Не удивительно, что самый массовый автомобиль ГАЗ-ММ –с началом войны начал претерпевать серьезную модернизацию - брезентовые скатки заменили двери, кабина представляла собой деревянный каркас, обтянутый брезентом либо плотным холстом, ими же затягивали открытый кузов. Из льняного и конопляного брезента также же делали кузова для санитарных машин.
Для светомаскировки при перемещении в ночное время оставляли одну фару, на которую ставили «заглушку» - обыкновенную жестянку либо тканевый колпак с узкой горизонтальной прорезью посередине. В любой машине лежал канат либо бухта льняной веревки, используемые в качестве троса.
Льняной брезент также применяли введенные в годы ВОВ автозаводы Ульяновский (УАЗ) и Уральский (УралАЗ, г. Миасс), первоначально выпускавшие автомобили ГАЗ-67 и Урал-ЗИС-5, соответственно. Не гнушались льняных и конопляных деталей «студебеккеры», поступающие по ленд-лизу, если, конечно, на них не устанавливали установку залпового огня Катюша, и тяжелые американские внедорожники «Виллис» (Willys), «Додж ¾ тонны», или Dodge WC-51 (Weapon Carrier -носитель оружия), полученные советской армией в 1942 году.
Справедливости ради, стоит отметить, что в начале 40-х годов немецких (Opel) и итальянских (Fiat) военных автомобилей с льняным брезентом тоже хватало.
Но все же именно «Бобик» - ГАЗ-67Б (1944–1953 гг.) с крышей из льняного брезента первым с нашими войсками въехал в Берлин! Так что, лён и, разумеется, конопля – верные помощники защитников отечества.
.
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования