Частно-церковное партнерство развития льноводства
22.12.2015 - 2789 просмотровУдивительные вещи происходят в нашей стране. Из года в год в России площади, занятые льном, количество сельскохозяйственных и перерабатывающих лен предприятий сокращаются. А количество магазинов, торгующих льняными изделиями и продуктами, растет, причем повсеместно.
Расширяется и ассортимент товаров, при производстве которых используется семя, волокно или костра льна. Иными словами, спрос на лён есть, но отечественное предложение крайне ограничено.
Отношение ко льну тоже противоречивое. С одной стороны, лён – сакральное растение, отождествляющееся с духовностью, чистотой устремлений и чаяний россиян, мощью и процветанием России. С другой - исконно русская культура воспринимается, как нечто устаревшее, ветхозаветное, для которого место есть лишь в рамках культурно-этнографического наследия. То есть лён никак не вписывается в концепцию постиндустриального развития страны.
Этими противоречиями, разумеется, пользуются иностранные производители: ткани и готовые изделия поступают не только из соседнего союзного государства, но Франции, Италии, Литвы, Бельгии и даже из Китая. В итоге российские потребители отдают свои средства на развитие льняной отрасли других стран. Россия же медленно теряет квалификацию, перестает развиваться, так как лён – не только красивые тряпочки для дома. В первую очередь – это стратегическое сырье для новых промышленных технологий, стимул для развития оборудования, машин и техники. Без них, кстати, качественный, конкурентноспособный на мировом рынке лён не вырастить. Даже при условии, что в России самые подходящие условия для возделывания этой культуры.
Как же возродить индустрию российского льна в условиях, когда средства государства очень ограничены? Тем более, что сейчас требуется одновременно восстанавливать и сельскохозяйственный, и промышленный сегменты льноводческого комплекса.
Один из возможных путей – частно-церковное партнерство при поддержке государства. На первый взгляд эта идея кажется абсурдной и лишенной какой-либо фундаментальной основы. Но если вспомнить главные движущие силы развития льноводства в прошлые века, то такое взаимовыгодное сотрудничество вполне уместно.
Наиболее ярко оно может себя проявить в Костромской области - одном из старейших льноводческих регионов страны, в который лен проник из Византии еще в конце VIII века. Но развитию льняного потенциала Костромской губернии также помогло соединение церковной (Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь) и государственной (дом Годуновых и дом Романовых) властей. Благодаря чему, монастырь стал одним из самых значимых на Руси в XVI веке.
Поскольку в большом количестве стали требоваться иконы и церковный текстиль, церковь стала стимулировать развитие льноводства в Костромской области. Годуновы же способствовали этому, одаривая свою родовую обитель землями и крестьянами, которые большую часть полей отдавали льну, а не ржи и овсу.
Из семян льна давили масло. Из него готовили олифу, необходимую для защиты готового живописного изображения иконы от влаги и порчи. Олифы требовалось очень много: нужно было, чтобы левкас* и доска как можно более основательно пропитались ею. В противном случае со временем пигменты яичной темперы становились белесыми, теряли цвет, и красочный слой иконы довольно быстро разрушался.
*Левкас — это специальный грунт, на котором пишут икону. Он изготовлен из клея и мела, а для пластификации добавляется олифа и мед. Слои левкаса делаются тонкими, и каждый - хорошо просушивается.
Из льняного же волокна ткали разные ткани, в том числе паволоку, или серпянку, которую приклеивали на доску перед нанесением грунта. Из отбеленных тонких льняных тканей шили подризники, напоминающие по форме хитон Иисуса Христа – длиннополую льняную рубашку с узкими рукавами со шнурками на концах. Монахам и священнослужителям также требовались подрясники, обыденные рясы, брюки под подрясник, сорочки, рушники для алтаря, покровцы. И все это производилось и производится сегодня изо льна.
И раньше и теперь в православном храме стол, расположенный в алтаре, покрывают облачением, из которого нижняя одежда - катаса́ркий или срачицея, символически представляющая плащани́цу, или погребальную пелену Иисуса Христа – изготавливается изо льна. Из льняной же материи до XVII века делали Антими́нс для совершения полной литургии - четырёхугольный плат, лежащий на престоле, со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. На нем был изображен крест на Голгофе с вариациями формы (четырёх-, шести- и восьмиконечный), а рядом с ним - копье и трость. Кстати, сейчас на антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и четыре евангелиста (по углам плата), а ткань может быть как льняной, так и шелковой.
Помимо церковных принадлежностей изо льна шили крестильные рубашки, венчальные наборы, платы для отпевания. Все это требуется и сегодня, причем все в возрастающем количестве.
Как известно Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – колыбель династии Романовых. И именно Указ Петра I"О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла"дал мощнейший толчок развитию льноводства в стране. Благодаря этому Указу в России появились крупные полотняные мануфактуры.
Традиции отца продолжила Елизавета Петровна: ее распоряжения способствовали развитию промыслов, производству льна и конопли. Европа же приобретала в большом количестве русское полотно, пеньку и парусину, пополняя нашу государственную казну.
Так как же могут взаимодействовать церковь, государство и льноводы Костромской области?
Схема примерно такая:
Ипатьевский монастырь организует сбор средств верующих для выполнения обета – сшить или выткать алтарные рушники для церкви или собора. Под собранные средства сельские предприятия выращивают необходимое количество льна, причем нужного качества, а на текстильном предприятии, например, на БКЛМ, лен превращают по заданным эскизам в ткань.
Государство же обеспечивает аграриев необходимой техникой в лизинг либо на льготных условиях, а также компенсирует затраты в соответствии с нормативами. Технику, кстати, тоже можно производить на отечественных предприятиях, участвующих в частно-церковной кооперации.
И, наконец, Романовы... Они могут помочь найти спонсоров, меценатов либо особых заказчиков для этого проекта и продолжить линию своих предков: стать гарантами обета.
Ипатьевский монастырь (банк-заказчик) ↔ |
Администрация Костромской области, дом Романовых
↔ |
|||
↑готовая ткань |
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
|
Конструкторское бюро текстильного оборудования |
↓ |
Завод с-х машин и обрудования |
↓ |
БКЛМ |
/ |
↓ |
\ |
↓ |
↑
|
Сельхоз предприятие 1 |
Сельхоз Предприятие 2 |
Сельхоз Предприятие 3 |
Сельхоз Предприятие 4 |
↑ ← |
← |
← |
← |
← |
В результате такого партнерства не может быть опасений, что собранные средства пропадут или будут бестолково потрачены. Аграрии и промышленники получат гарантированный сбыт своей продукции, причем ежегодный. В области будут созданы рабочие места, начнется возрождение села, а государству станут поступать налоги.
Предложенная идея, разумеется, не идеальна, по ряду моментов не вписывается в принятую модель хозяйственной деятельности в стране, требует более тщательной проработки и, конечно, обсуждения.
Мы будем рады любым конструктивным комментариям, отзывам и советам.
Пишите на эл. почту сайта: info@rosflaxhemp.ru
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования