Домотканные рушники соловьиного края
26.11.2015 - 2461 просмотр
Тканые рушники в селах Курской области были необходимой частью приданого невесты, поэтому их продолжали изготавливать по традиционной технологии до середины XX века. Обучение прядению и ткачеству начиналось с детского возраста: с семи лет начинали прясть пряжу, с девяти лет девочки уже ткали холсты простого полотняного переплетения «на двух нитах».
|
В Большесолдатском районе полотно изготавливали из конопли, основной волокнистой культуры региона, а также льна и покупных хлопчатобумажных нитей. Время прядения и ткачества было регламентировано календарными сроками. Операции по обработке конопли производились после ее выдергивания: летом, после цветения, дергали замашки (мужские растения), а осенью, после созревания семян, – пеньку (женские растения). Для изготовления одежды и утирки использовали только замашки.
Растения проходили длительную обработку: их вымачивали в воде, затем сушили, мяли на мяльнице, трепали, чесали на гребне. На эти предварительные операции уходила вся осень, а с начала Филипповского поста (28 ноября) начинали прясть. Пряли всю зиму, а после масленицы устанавливали в доме ткацкий стан и ткали в течение Великого поста. Полотно для одежды отбеливали и хранили скатанным в рулоны. Рушники ткали сразу с орнаментом, в одну ширину ткацкого стана, их требовалось лишь отрезать и пришить к ним полосу шелковой ткани с бахромой, кружева или тканую полосу – тканку. Длина рушника обычно составляла 2–2,5 м, ширина – около 40 см.
Рушники в южных районах Курской области ткали трех видов:
- крючковые, или «накрючники» - самые нарядные развешивали по праздникам на вбитые в стенки гвозди – крючки. Такими полотенцами и теперь украшают красный угол, обрамляя висящие на стенах зеркала и фотографии в домахв Большесолдатского района;
- ручные, украшенные ярко-красными полосами разной ширины на концах, стелют на столы и скатерти, чтобы гости могли вытирать об них руки;
- утирки - ткали для повседневного пользования, пропуская на концах полотна несколько красных нитей.
Рушники дарили родне жениха и готовили в качестве приданого невесты к свадьбе (20-25 накрючников, 20-30 ручных полотенец, 10-15 повседневных утиральников). В свадебной песне, исполняемой на дарах, о приданом невесты пелось: «Тебе много, друг, надобно: сорок сороков рушников, пятьдесят локот всё форбот, да на все крючки – рушнички, на кадушечки – дежнички».
Вечером перед свадьбой родня невесты приезжала в дом жениха и развешивала рушники по стенам. На второй день свадьбы гости снимали их, накидывали на себя и шли гулять по селу. Также рушниками на свадьбе были отмечены главные свадебные чины – свахи и дружкó, за рушник дружко выводит жениха и невесту из дома перед венчанием. Кроме того, невеста делала особый вид полотенца – пеляну – для иконы, которой ее благословляли родители, и которую она перевозила в дом жениха.
В настоящее время рушники ткут мастерицы Домов ремесел в селах Саморядово и Сторожевое. В два нита изготавливают ткани с простым «полотняным» переплетением, в пять нитов ткут для получения выпуклого узора. Также ткачихи используют технику браного ткачества и закладывания по полотну.
Узор представляет собой чередование цветных полос или располагается ярусами, в которых повторяются отдельные элементы полихромного орнамента с геометрическими, растительными, зооморфными и антропоморфными мотивами.
Источник: http://www.culture.ru
Фотографии экспонатов из музея "Рушники соловьиного края" (г. Курск)
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования