В. Даль. Пословицы и поговорки о льне и конопле
19.07.2014 03:11 - 14462 просмотра«Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятный и принятый всеми». Причем, «она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометие».
Иными словами, пословицы отражают и включают наиболее часто употребляемые предметы быта и связанные с ними житейские ситуации – голод, богатство, достаток, здоровье, любовь, молодость, старость, дружбу, ссору, зависть, глупость, обман, воровство, добро, радость, горе, искушение, суд, чужбину и т.д.
Разумеется, чаще всего в поговорках и пословицах упоминается хлеб (пшеница, рожь, просо, греча, овес). Ведь он – «всему голова», «хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так стол – доска», «хлебу - мера, а деньгам – счет», и «сытый – голодного не разумеет». Не забыты пироги, блины, калачи, ковриги, краюшки, орехи, мед, квас и пиво, также говорящие о сытости и благополучии. Много пословиц о репе, редьке, хрене, толокне. Упоминаются крапива, рябина, солома, мякина, еловые шишки, хвощ. Но они символизируют голод, бедность, обреченность и безысходность.
В Толковом "Словаре живaго великорусского языка" В. Даля собрано много пословиц о капусте, щах, ботвинье, грибах, яблоках, малине, калине, сене, маке, горохе и бобах. А вот лен и конопля упоминаются редко, хотя обе культуры возделывались в России издавна и повсеместно, составляя непременную составляющую быта, определяя зажиточность семьи. И даже если лен и коноплю сами не выращивали, то их чесали, мяли, пряли либо ткали, наконец, скапливали холсты в приданное и шили из полотна одежду, полотенца и все необходимое для крестин и похорон. И когда домочадцы или подружки собирались вместе, все эти действия сопровождались песнями, а в зимнюю пору - сказками, былинами, рассказами о чужедальних странах.
Почему о таких важных растениях так мало пословиц, пусть решают филологи и специалисты по русскому фольклору. Однако и те, что есть, много говорят о роли льна и конопли…, например, о трудолюбии человека. Так, в начале и по завершении какой-либо работы говорили: «Начали лен трепать, так над ним не стоять».
Объясняя значение слов, В. Даль писал:
"Конопляник, конопник - огород или поле, засеваемое коноплями; обычно это лучшая и удобряемая земля, на задах, промеж двора и гумна".
"Конопляна - конопляное молоко, для забелки пустых щей".
"Коноплястый, конопатый - весноватый, в веснушках"
Описаны и некоторые элементы технологии обработки. Например, бросновать коноплю либо лён – ошмыгивать головки с семенами руками либо с помощью дощечки с зубьями на одном ее конце. Бросновальне распространено в Тверской, Тамбовской и Новгородской губерниях.
Над ленью же хозяйки дома шутили так: «Рано встала, да мало напряла»,
«Была игла, да спать легла»,
«В красный день прясть ленно»,
«Весной день долог, да нитка коротка»,
«Лежи моя куделя, хоть целую неделю»!
«Что напрядешь, то и протрясешь»,
«Что Машка напряла, то мышка скрала»,
«Эка прядева-то страсть, что некуда и класть!»,
«Девушка Гагула села прясть, да заснула»,
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»,
«Что нам в пряже? Пойдем да ляжем: придет весна, поставит красна (холсты), а прилетят кукушки, принесут мотушки»,
«Что нам прясть? Пряли бы волки по закустью, да нам початки приносили»,
«На что прясть, коли готового страсть?»,
«Прялицу в подлавицу, а сама – бух в пух!»,
«Не домнешь мялкой, так не возьмешь и прялкой»,
«У непрядохи лен цел»,
«Либо ткань, либо прясть, либо песенки петь.
Были и пословицы, особо подчеркивающие важность этих двух прядильных культур:
«У тонкой пряжи и нить задорого»,
«Мал, да конопляник; велика, да моховина»,
«Была бы куделька, пряслице сделаем, а донце взаймы возьмем»,
«Хоть и непригожи с рожи – да тож не носим рогожи»,
«Куда нам с посконным рылом, да в суконный ряд!»,
«Не хвастай, коноплястый: будешь рябенький».
Да и невесте, расчесывая невесте косу, не просто так вплетали по пеньковой пряди. Счастье приманивали в новую семью...
Вышел из конопель по солнышку (вывести на чистую воду, раскрыть неправду)
Кроме пословиц В. Даль записал и несколько загадок о льне и конопле:
- Шуба пашура, куда ходила? – Вшей провожала, на пень сажала: сидите, вши, когда рожь пожнем, то и вас возьмем (конопля);
- Кину с блошку, а вырастет с лутошку (конопля);
- Кинуть с блошку, а вырастет с лукошко (конопляное семя);
- Посеешь с крошечку, а вырастет с лутошечку (конопля);
- Посеешь – родится, а на семена не годится (посконь);
- Летом сосенка – зимой коровка (конопля);
- Сам жиляный, ножки глиняны, головка масляна (лен, конопля);
- Били меня, колотили, во все чины производили, и на престол с царем посадили (лен);
- Голову едят, тело бросают, а кожу носят (лен);
- Свет-цветочек в сыру землю зашел, синюю шапку нашел (лен);
- Мал-малочек в сыру землю зашел, синю шапку нашел (лен);
- Шел я в осень, нашел я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел (лен);
- Из году в год беззубая старушка кости грызет (мялка);
- Без зубов Матрена кости гложет (мялка);
- Сухая пятница кости грызет (чесалка);- Бабье ремесло хворостом поросло (намычка пряжи);
- Под передом, передом сидит барин с бородой (гребень с мочкой);
- На осине сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу (прясть пряжу);
- Пять, пять овечек зарод подъедают, шестой барашек прочь отбегает (прясть пряжу);
- Пять братов по дороге бегут, да сухи; пять братов под одоньем стоят, да мокры (пальцы обеих рук во время пряжи);
- Пять подъедают, а пять подгоняют (пальцы и пряжа);
- Четыре сестрицы вокруг гоняются; одна другой не догонит (мотовило);
- Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок);
- Ногой топочу, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну (тканье);
- Брюхом тру, ногами пру, где разинется, тут и ткну (тканье);
- Слепой поросенок возле тыну ползет (челнок);
- Деревянные ноги, хоть все лето стой (ткацкий стан);
- Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой);
- Железный конь, посконный хвост (иголка с ниткой);
- Бык железный, хвост кудельный (нитка с иголкой);
- Волк железный, хвост конопляный (то же);
- Шмыг под ворота, посконная борода (то же);
- Волокита, который прячется в конопли (воробей, который бьет конопель)
Зато Месяцеслов сразу указывает на важность льна и конопли, определяя даты их посева, уборки, переработки и указывая на значение этих культур.
- На Феофана (12 марта) туман – урожай на лен и коноплю.
- С Дарьи (19 марта) холсты белят. Стели кросна (холст) по заморозкам.
- В Благовещенье (25 марта) на суровую пряжу не глядят.
- Если прясть - на Гаврила (26 марта), работа не впрок.
- На Ветхопещерника (19 апреля) обновляй новину (холст). «Вот тебе, матушка весна, новая новина»: - приговаривали хозяйки, расстилая холсты.
- Если на Марка (25 апреля) пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
- На Олену (21 мая) сей лен. Оленины длинные льны.
- Матери Олены – ранние льны и поздние овсы
- Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня.
- Льны – Олене, огурцы – Константину
- С Митрофания (4 июня) сей лен и гречу
- Росы с Федора (8 июня) – к урожаю льна и конопли.
- Овсы и льны в августе смотри.
- На Лупа (23 августа) – льны лупит (первые заморозки)
- На Ивана постного (29 августа) последнее стлище на льны.
- Лен стели к бабьему лету (1-7 сентября), а поднимай к казанской
- Мни и топчи льны с половины грязника (октябрь)
- Парасковии грязнихи, порошихи; Парасковии льняницы (14 октября)
- Парасковьи льницы: мнут лен и приносят первинки для приклада в церковь.
- Соха кормит, веретено одевает.
- Веретеном оденусь, схой укроюсь.
- Иголкой да бороной деревня стоит.
- После урожая на конопляное семя родится рожь.
- Когда рожь цвете нельзя холстов белить.
- Лен с ярью (с яровыми зерновыми) не ладит (не сей по льнищу яровые хлеба).
- Кукушка закуковала – пора сеять лен.
- Сеян лен у семи Олен.
- Лен сей в последнюю четверть.
- Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит.
- Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
- Длинные капельники (сосульки) – долгий лен.
- Белье долго не сохнет, льны нехороши будут.
- Земля при вспашке коренится (обрастает мхом) – лен будет волокнист.
- Горлица заворкует – пора сеять коноплю.
- Капель с сосульками – к урожаю конопли.
Как пишет В. Даль, считалось дурным прясть в пятницу: «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострой глаза запорашивает» Однако было исключение: «К девятой пятнице строят обыденную пелену – девки сходятся, теребят лен, прядут и ткут в сутки (за день) пелену».
------
Словарь Даля — один из наиболее значимых толковых словарей русского языка. Он был создан Далем Владимиром Ивановичем в середине позапрошлого века. Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования