Факты и цифры

В. Даль. Пословицы и поговорки о льне и конопле

19.07.2014 03:11 - 14462 просмотра

«Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятный и принятый всеми». Причем, «она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометие».

 

Иными словами, пословицы отражают и включают наиболее часто употребляемые предметы быта и связанные с  ними житейские ситуации – голод, богатство, достаток,  здоровье, любовь, молодость, старость, дружбу, ссору, зависть, глупость, обман, воровство, добро, радость, горе, искушение, суд, чужбину и т.д.

 

 Разумеется, чаще всего в поговорках и пословицах упоминается хлеб (пшеница, рожь, просо, греча, овес). Ведь он – «всему голова», «хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так стол – доска», «хлебу - мера, а деньгам – счет»,  и «сытый – голодного не разумеет». Не забыты пироги, блины, калачи, ковриги, краюшки, орехи, мед, квас и пиво, также говорящие о сытости и благополучии.  Много пословиц о репе, редьке, хрене, толокне. Упоминаются крапива, рябина, солома, мякина, еловые шишки, хвощ. Но они символизируют голод, бедность, обреченность и безысходность. 

 

В Толковом "Словаре живaго великорусского языка"  В. Даля собрано много пословиц о капусте,  щах, ботвинье, грибах, яблоках, малине, калине, сене, маке, горохе и бобах.  А вот лен и конопля упоминаются редко, хотя обе культуры  возделывались в России издавна и повсеместно, составляя непременную  составляющую быта, определяя зажиточность семьи. И даже если лен и коноплю сами не выращивали, то их чесали, мяли, пряли либо ткали, наконец, скапливали холсты в приданное и шили из полотна одежду, полотенца и все необходимое для крестин и похорон. И когда домочадцы  или подружки собирались  вместе, все эти действия сопровождались песнями, а в зимнюю пору - сказками, былинами, рассказами о чужедальних странах. 

 

Почему о таких важных растениях так мало пословиц, пусть решают филологи и специалисты по русскому фольклору. Однако и те, что есть, много говорят о роли льна и конопли…, например, о  трудолюбии человека. Так, в начале и по завершении какой-либо работы говорили: «Начали лен трепать, так над ним не стоять».

 

Объясняя значение слов, В. Даль писал:

"Конопляник, конопник - огород или поле, засеваемое коноплями; обычно это лучшая и удобряемая земля, на задах, промеж двора и гумна".

"Конопляна  - конопляное молоко, для забелки пустых щей". 

"Коноплястый, конопатый - весноватый, в веснушках"

Описаны и некоторые элементы технологии обработки. Например, бросновать коноплю либо лён – ошмыгивать  головки с семенами руками  либо с помощью дощечки с зубьями на одном ее конце. Бросновальне распространено в Тверской, Тамбовской и Новгородской губерниях.

 

 

Над ленью же  хозяйки дома шутили так: «Рано встала, да мало напряла»,

 «Была игла, да спать легла», 

«В красный день прясть ленно»,

 «Весной день долог, да нитка коротка», 

«Лежи моя куделя, хоть целую неделю»!

«Что напрядешь, то и протрясешь»,

«Что Машка напряла, то мышка скрала», 

«Эка прядева-то страсть, что некуда и класть!»,

«Девушка Гагула села прясть, да заснула»,

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»,

«Что нам в пряже? Пойдем да ляжем: придет весна, поставит красна (холсты), а прилетят кукушки, принесут мотушки»,

«Что нам прясть? Пряли бы волки по закустью, да нам початки приносили»,

«На что прясть, коли готового страсть?»,

«Прялицу в подлавицу, а сама – бух в пух!»,

«Не домнешь мялкой, так не возьмешь и прялкой»,

«У непрядохи лен цел»,

«Либо ткань, либо прясть, либо песенки петь.

 

Были и пословицы, особо подчеркивающие важность этих двух прядильных культур:

«У тонкой пряжи и нить задорого»,

«Мал, да конопляник; велика, да моховина»,

«Была бы куделька, пряслице сделаем, а донце взаймы возьмем»,

«Хоть и непригожи с рожи – да тож не носим рогожи»,

«Куда нам с посконным рылом, да в суконный ряд!»,

«Не хвастай, коноплястый: будешь рябенький».

Да и невесте, расчесывая невесте косу, не просто так вплетали по пеньковой пряди. Счастье приманивали в новую семью...

Вышел из конопель по солнышку (вывести на чистую воду, раскрыть неправду)

 

Кроме пословиц В. Даль записал и несколько загадок о льне и конопле:

 

- Шуба пашура, куда ходила? – Вшей провожала, на пень сажала: сидите, вши, когда рожь пожнем, то и вас возьмем (конопля);

- Кину с блошку, а вырастет с лутошку (конопля);

- Кинуть с блошку, а вырастет с лукошко (конопляное семя);

- Посеешь с крошечку, а вырастет с лутошечку (конопля);

- Посеешь – родится, а на семена не годится (посконь);

- Летом сосенка – зимой коровка (конопля);

- Сам жиляный, ножки глиняны, головка масляна (лен, конопля);

- Били меня, колотили, во все чины производили, и на престол с царем посадили (лен);

- Голову едят, тело бросают, а кожу носят (лен);

- Свет-цветочек в сыру землю зашел, синюю шапку нашел (лен);

- Мал-малочек в сыру землю зашел, синю шапку нашел (лен);

- Шел я в осень, нашел я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел (лен);

- Из году в год беззубая старушка кости грызет (мялка);

- Без зубов Матрена кости гложет (мялка);

- Сухая пятница кости грызет (чесалка);- Бабье ремесло хворостом поросло (намычка пряжи);

- Под передом, передом сидит барин с бородой (гребень с мочкой);

- На осине сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу (прясть пряжу);

- Пять, пять  овечек зарод подъедают, шестой барашек прочь отбегает (прясть пряжу);

- Пять братов по дороге бегут, да сухи; пять братов под одоньем стоят, да мокры (пальцы обеих рук во время пряжи);

- Пять подъедают, а пять подгоняют (пальцы и пряжа);

- Четыре сестрицы вокруг гоняются; одна другой не догонит (мотовило);

- Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок);

- Ногой топочу, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну (тканье);

- Брюхом тру, ногами пру, где разинется, тут и ткну (тканье);

- Слепой поросенок возле тыну ползет (челнок);

- Деревянные ноги, хоть все лето стой (ткацкий стан);

- Конь стальной, хвост льняной (иголка  с ниткой);

- Железный конь, посконный хвост (иголка с ниткой);

- Бык железный, хвост кудельный (нитка с иголкой);

- Волк железный, хвост конопляный (то же);

- Шмыг под ворота, посконная борода (то же);

- Волокита, который прячется в конопли (воробей, который бьет конопель)

 

Зато Месяцеслов сразу указывает на важность льна и конопли, определяя даты их посева, уборки, переработки и указывая на значение этих культур.

 

- На Феофана  (12 марта) туман – урожай на лен и коноплю.

- С Дарьи (19 марта) холсты белят. Стели кросна (холст) по заморозкам.

- В Благовещенье (25 марта) на суровую пряжу не глядят.

- Если прясть - на Гаврила (26 марта), работа не впрок.

- На Ветхопещерника (19 апреля) обновляй новину (холст). «Вот тебе, матушка весна, новая новина»: -  приговаривали хозяйки, расстилая холсты.

- Если на Марка (25 апреля) пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.

- На Олену (21 мая) сей лен. Оленины длинные льны.

- Матери Олены – ранние льны и поздние овсы

- Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня.

- Льны – Олене, огурцы – Константину

- С Митрофания (4 июня) сей лен и гречу

- Росы с Федора (8 июня) – к урожаю льна и конопли.

- Овсы и льны в августе смотри.

- На Лупа (23 августа) – льны лупит (первые заморозки)

- На Ивана постного (29 августа) последнее стлище на льны.

- Лен стели к бабьему лету (1-7 сентября), а поднимай к казанской

- Мни и топчи льны с  половины грязника (октябрь)

- Парасковии грязнихи, порошихи; Парасковии льняницы (14 октября)

- Парасковьи льницы: мнут лен и приносят первинки для приклада в церковь.

- Соха кормит, веретено одевает.

- Веретеном оденусь, схой укроюсь.

- Иголкой да бороной деревня стоит.

- После урожая на конопляное семя родится рожь.

- Когда рожь цвете нельзя холстов белить.

- Лен с ярью (с яровыми зерновыми) не ладит (не сей по льнищу яровые хлеба).

- Кукушка закуковала – пора сеять лен.

- Сеян лен у семи Олен.

- Лен сей в последнюю четверть.

- Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит.

- Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.

- Длинные капельники (сосульки) – долгий лен.

- Белье долго не сохнет, льны нехороши будут.

- Земля при вспашке коренится (обрастает мхом) – лен будет волокнист.

- Горлица заворкует – пора сеять коноплю.

- Капель с сосульками – к урожаю конопли.

 

Как пишет В. Даль, считалось дурным прясть в пятницу: «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострой глаза запорашивает» Однако было исключение: «К девятой пятнице строят обыденную пелену – девки сходятся, теребят лен, прядут и ткут в сутки (за день) пелену».

 

------

Словарь Даля — один из наиболее значимых толковых словарей русского языка. Он был создан Далем Владимиром Ивановичем в середине позапрошлого века. Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.

 

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Ноябрь. Ч.4
22.11.2024

События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...

Pharmtech & Ingredients
21.11.2024

Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...

Совершенствование системы агрострахования
20.11.2024

Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: