Пряха Раскрашена розовым палка, дощечка сухая темна. Стучит деревянная прялка. Старуха сидит у окна. Бегут, утончаясь от бега, в руке осторожно гудя, за белою ниткою снега весенняя нитка дождя. Ей тысяча лет, этой пряхе, а прядей не видно седых. Работала при Мономахе, при правнуках будет твоих. Ссыпается ей на колени и стук партизанских колес, и пепел сожженных селений, и желтые листья берез. Прядет она ветер и зори, и мирные дни и войну, и волны свободные моря, и радиостанций волну. С неженскою гордой любовью она не устала сучить и нитку, намокшую кровью, и красного знамени нить. Декабрь сменяется маем, цветы окружают жилье, идут наши дни, не смолкая, сквозь темные пальцы ее. Суровы глаза голубые, сияние молний в избе. И ветры огромной России скорбят и ликуют в трубе.
1946 г.
|
|
Поэт родился в 1913, в г. Луцк Волынской губ.- 1972, Москва
«После публикации "Любки Фейгельман" (Я. Смеляков) стал самым знаменитым молодым поэтом ранних 30-х. Он пришел сразу со своей неповторимой интонацией, мелодией: "Я не знаю - много или мало мне еще положено прожить, засыпать под ветхим одеялом, ненадежных девочек любить... Не был я ведущий или модный. Без меня дискуссия идет. Михаил Семенович Голодный против сложной рифмы восстает... Я увидел каменные печи и ушел, запомнив навсегда, как поет почти по-человечьи в чайниках сидящая вода...", "Любимая спит, и губы немножечко шевелятся". Будучи обвиненным вместе с П. Васильевым в хулиганстве самим Горьким, Смеляков оказался под прицелом беды. В 1934-м был арестован по доносу и вышел в редком для освобождения году - 1937-м. Затем его снова посадили. Во время войны его освободили финны из карельского лагеря, но теперь он стал как бы военнопленным. Работал в Финляндии на ферме. Вернувшись на родину, проходил так называемую проверку, жил в ограниченном радиусе - в Электростали. Вернулся в Москву, в 1948 году выпустил книгу "Кремлевские ели", однако по доносу одного "собрата-поэта" был арестован. Был освобожден по амнистии в 1956 году, привез написанную в лагере романтическую поэму "Строгая любовь", триумфально принятую самыми строгими критиками.
|
"Ах Лизка-Лизка, как же ты в такой стране - скажи на милость - с индустриальной высоты до рукоделья докатилась... И, откатясь немного вбок, чуть освещенный зимним светом, крутился медленный клубок, как равнодушная планета".
Я не встречал ни одного человека более "советского", чем Смеляков, и одновременно более "антисоветского", когда из него вдруг прорывалась боль за изувеченную смолоду жизнь. Он был одновременно и царь Петр, и опальный царевич Алексей русской поэзии. Он всю жизнь хотел, по его собственному выражению, "стоять на страже нашего герба", но государство, хотя и пользовалось его "советскостью", брезгливо и подозрительно отпихивало бывшего лагерника и его стихов в колосья герба не вплетало. Смеляков был поэт милостью Божьей, которого изломало время. Несмотря на то что многие "государственные" стихи Смелякова не выжили, у него осталось не меньше, а то и больше шедевров, чем у такого сильного поэта, как Гумилев. Уступая Твардовскому в эпике, Смеляков превосходил его в лирике. Поэзия Смелякова принадлежала к той "советской классике", лучшее из которой стало просто классикой».
|