Сею, вею белый то леночек
11.05.2017 - 4590 просмотровСею – вею
народная песня
Хоровая группа села Балман* (Куйбышевский р-н, Новосибирская область)
Руководитель Нина Григорьевна Носова
Сею, вею 2 р.
Сею, вею белый то леночек
Сею, вею белый то леночек, лен.
Уродися, уродися,
Уродися, белый то леночек - 2 р.
Тонок, долог, тонок, долог,
Тонок, долог, волокнистый - 2 р.
Волокнистый, волокнистый – 2 р.
Волокнистый лен, да прядистый - 2р.
Стал леночек, стал леночек,
Стал леночек поспевати - 2 р.
Я младенька,
Я младенька горе горевати - 2 р.
С кем я буду, с кем я буду,
С кем я буду лен рвати ? - 2 р..
Рвати, брати – 2р
Рвати, брати, подстилати – 2р.
Свёкор молвил – 2р.
Свёкор молвил: Я с тобою! 2р.
Я с тобою – 2р
Я с тобою, со снохой! -2 р.
То не рванье – 2р.
То не рванье – всё горе-руганье… 2р.
Милый молвил: - 2р.
Милый молвил: Я с тобою! – 2р.
Я с тобою - 2р.
Я с тобою, со женою! 2р.
То не рванье – 2р.
То не рванье – с милым целованье! 2 р
-------------------------
* Село Балман было основано более 250 лет назад первыми русскими поселенцами на берегу реки Оми (правом притоке Иртыша). В переводе с татарского название села означает «Чистое» или «Медовое озеро». Когда-то оно было многолюдным, с церковью, собственной киноустановкой, родильным домом, гончарной, пимокатной и бондарной мастерскими. В трудные военные и послевоенные годы балманцы сами обеспечивали себя сельхозинвентарём, домашней утварью. Женщины пряли лён, ткали полотна, половики.
Народные песни села Балман имеют много общих стилистических черт с песнями других старожильческих сёл верхнего течения Оми. Самое широкое распространение имеют в Сибири вечорочные (зимние) и хороводные (весенние) песни. Хороводы, в которых участвовали все жители села, кроме детей и стариков, водили за селом, на полянке, в лесу или у реки с Благовещения до Петрова дня (с 22 марта по 12 июля старого стиля). Водили хороводы с различными хореографическими рисунками, но большинство было круговым. После хороводных игр участники строились парами в ряд и с песней «Сею, вею белой-то леночек» возвращались в село.
На заключительном концерте областного смотра художественной самодеятельности в 1964 году фольклорный ансамбль из Балмана, который создала Нина Григорьевна Носова, покорил членов жюри и слушателей: настолько самобытными были и сами песни, и исполнение. В кругах специалистов-этнографов и фольклористов песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный статус специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о наличии самобытных, стилистически легко узнаваемых традициях.
В 1969 году в Западносибирском книжном издательстве под редакцией В. Г. Захарченко вышел сборник «Песни села Балман», в который вошли 52 песни различных жанров. За, последние годы в этом селе записано 103 песни, более 200 частушек, 8 гармошечных наигрышей, 5 детских песен, 6 сказок, загадки, пословицы, поговорки, а также научные описания свадеб, вечорок и детских игр, сопровождаемых песнями. Эти песни вошли в Золотой фонд Всесоюзного радио.
В 1975 году 18 песен в исполнении фольклорной группы были записаны на пластинку фирмы «Мелодия».
Из книги: Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2009. – 72 с.
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования