Факты и цифры

Ключ к развитию льноводства

30.04.2019 - 1552 просмотра

Какой год подряд отечественные льноводы бьются над решением рентабельности и маркетингового успеха российского льна.  Причем практически всем уже в отрасли понятно, что справиться с парадоксом - лен восстребован, популярен, но в нынешних реалиях фермерам его не выгодно выращивать,  одними лишь деньгами не  решить.  Можно искать свой особый путь, но  чтобы он не оказался слишком извилистым и длинным, стоит обратить внимание на опыт успешных "льноводческих" стран.

 

По оценкам ФАО годовая емкость мирового рынка льнопродукции оценивается в 5-6 млрд дол. США, или один процент миро­вого потребления текстиля (по стоимости) на душу населения. Доля стран Европы в общем потоке импорта составляет 80%, Азии — 10, Северной Америки — 6%. Экспорт льна из Европы варьирует в пределах 83-85%, при этом 70 % трепаного льна производится в Восточной Европе, а в физическом выражении в странах ЕС на одного человека приходится 2-4 кв. м льняного текстиля. Азиатские страны экспортируют 5%, а остальные -10-12%. То есть, на глобальном рынке существуют почти равнозначные потоки импорта-экспорта льняного волокна, причем даже в пределах производящих лён стран (Россия, Р. Беларусь).

 

Экспорт льняной продукции - основной регулятор и причина модернизации и развития отрасли, поскольку внутренний спрос способен покрыть не больше 50% мощности предприятий любой льноводческой страны. Экспорт поддерживает необходимый уровень рентабельности, а заку­почная цена на внутреннем рынке покрывает затраты на производство сырья.

 

Высокий уровень экспорта льнопродукции из ЕС обусловлен не только ее качеством. Во Франции, Бельгии, Голландии, Германии созданы крупные кооперативные объединения, например,  Саксонский лен, Санеко, представляющие и реально отстаивающие интересы своих членов - аграриев и переработчиков первичного сырья. Причем кооперативная форма – гарант интересов как производителей, так и сбытовиков, поскольку сектор реализации продукции не имеет самостоятельного экономического органа.

 

Сельхозпроизводители и торговые структуры объединены общим органом управления, через который происходит координирование работы всех участников кооператива. Таким образом аграрии максимально вовлечены в процесс производства льна, коммерческая же служба обеспечивает кон­курентоспособность, используя все рычаги, приемы маркетинга и широкие представительские полномочия. Важно, что между льноводческими хозяйствами, предприятиями первичной переработки и легкой промышленности принят комплекс мер, обеспечивающих эффективное производ­ство по всей технологической цепи от селекции и семеноводства до сбыта готовой продукции. При этом на экспорт уходит волокно от одной организации, самого высоко­го качества, максимально возможной глубины переработки, подготовленное и маркированное по мировым стандартам.

 

Такая политика позволяет создать престижную торговую марку, а крупному производственно-сбытовому кооперативу получать существенную государственную и банковскую финансово-кредитную поддержку. Например, льноводов Нидерландов финансирует «Рабабанк». Крупным объединениям проще выстоять в условиях жесткой конкуренции. Кстати, именно такими принципами руководствовались в начале ХХ века создатели РАЛО – Рябушинский и Третьяковы,

По материалам


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: