Факты и цифры

Сегмент органического льна в странах ЕАЭС

18.02.2021 - 529 просмотров

ISBN 978-5-6042265-8-2

© Евразийский центр по продовольственной безопасности, 2020

 

Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза:

текущее состояние и перспективы

 

 

 

Сотрудники Евразийского центра по продовольственной безопасности при участии специалистов других организаций подготовили в декабре 2020 года документ о состоянии органического сельского хозяйства (ОСХ)* в странах Евразийского экономического Союза. В материалах сообщается информация об органическом льне. Приводим значимые данные.

 

В сфере производства органической продукции в странах ЕАЭС можно выделить следующие особенности:

  • В Армении, Беларуси и Кыргызстане основными производителями являются малые формы хозяйствования и их объединения (кооперативы);

 

  • В Казахстане основное количество производителей относится к малому бизнесу, но, судя по всему, большую часть продукции производят крупные аграрные компании;

 

  • В России преобладающую долю в производстве органической продукции занимает средний бизнес и органические подразделения крупного агробизнеса. Один из крупнейших производителей органической продукции - ООО «Агро», Томская область (входит в ГК «ТДС-групп»), участник Союза органического земледелия

 

Во всех странах ЕАЭС доля земельных площадей для ОСХ в совокупной площади сельскохозяйственных земель значительно ниже среднемирового уровня (1,5 %). В России текущий указанный показатель, который соответствует среднемировому значению двадцати-летней давности -наибольший (0,3 %), а в Беларуси – наименьший (0,02 %).

 

 

В настоящее время общие продажи органической продукции на рынке ЕАЭС, вероятно, не превышают 200 млн евро, или 0,2 % мировых продаж, причем основная часть продукции импортируется. При этом данные ежегодного обзора «Мир органического сельского хозяйства», публикуемого Исследовательским институтом органического земледелия (FiBL)2 и IFOAM, свидетельствуют о высоких и устойчивых темпах развития мирового рынка органической продукции.

 

В 2018 г. продажи органической продукции превысили 100 млрд долл. США (97 млрд евро), а земельные площади для ОСХ достигли 71 млн га, что составляет 1,5 %  мировой площади сельскохозяйственных земель.

 

Австралия обладает наибольшей площадью земель для органического сельского хозяйства (35,7 млн га). За ней следуют Аргентина (3,6 млн га) и Китай (3,1 млн га). По доле земельной площади для ОСХ в общей площади сельскохозяйственных земель лидируют Лихтенштейн (38,5 %), Самоа (34,4 %) и Австрия (24,7 %).

 

Две трети площадей занимают пастбища (48 млн га). На долю пашни приходится менее 20 % (13 млн га). Пашня используется для выращивания зерновых, включая рис (4,8 млн га), зеленых кормов (3,9 млн га), масличных семян (1,5 млн га), сухих бобов (0,7 млн га) и текстильных культур (0,5 млн га). Многолетние насаждения занимают 7 % (5 млн га) и используются для производства оливок (0,9 млн га), орехов (0,7 млн га), кофе (0,7 млн га), винограда (0,4 млн га), кокосов (0,4 млн га), какао (0,3 млн га).

 

По удельным показателям потребления органической продукции лидируют Дания и Швейцария. В 2018 г. среднегодовые расходы населения этих стран на покупку органической продукции в расчете на одного жителя достигли 312 евро, в то время как по миру в целом такие расходы составляют только 12,9 евро на человека в год. Кроме того, Дания характеризуется самым высоким показателем доли органической продукции в общем объеме внутреннего  продовольственного рынка – 11,5 %.

 

Потребители органической продукции в странах ЕАЭС имеют следующие общие черты:

 

  • высокодоходные группы населения с хорошим уровнем образования;
  • проживают в городах (национальные столицы, крупные центры);
  • заботятся о здоровом питании;
  • имеют малолетних детей;
  • относительно хорошо осведомлены о качественных характеристиках и  преимуществах органической продукции, однако в большинстве своем не понимают разницы между органической и экологической продукцией;
  • готовы переплачивать за органическую продукцию до 40–100 % по сравнению с продукцией традиционной;
  • как правило, пока не испытывают большого доверия к ритейлу, предпринимающему попытки организовать реализацию органической продукции;
  • свободны от закрепленного в массовом сознании стереотипа о том, что местная (национальная) продукция лучше импортной.

 

Лидером по количеству производителей органической продукции в мире является Индия, в которой насчитывается 1,1 млн производителей, за ней следуют Уганда (210 тыс. производителей), Эфиопия (204 тыс. производителей) и Танзания (149 тыс. производителей).

 

Основная часть земель ЕАЭС для ОСХ сосредоточена в России (73,7 %) и Казахстане (23,3 %). На долю Кыргызстана приходится 2,7 %, Армении и Беларуси – 0,3 %.

 

В ЕАЭС около 70 % всех органических посевов приходится на три культуры: пшеницу (37,9 %), соевые бобы (20,9 %) и кукурузу (10 %). К числу других значимых культур относятся подсолнечник (6,6 % площади сельхозземель под органической продукцией в ЕАЭС), горох (5,5 %), чечевица (3,9 %) и лён (3,3 %). При этом доля стран ЕАЭС в мировых посевах органического льна составляет 99,2 %, чечевицы – 38,6 %, гороха – 24,9 %, подсолнечника – 17,6 %, соевых бобов – 12,2 %, рапса – 11,6 %, пшеницы –10,1 % (табл. 1).

 

 

 

Практически вся органическая продукция, производимая в Казахстане, поставляется на экспорт. Экспортируются горох посевной, гречиха, житняк, лён, нут, овес, подсолнечник, просо, соя, пшеница яровая, рыжик, суданская трава, чечевица, эспарцет и ячмень. При столь значительной продуктовой линейке объем экспорта невелик: по итогам 2015 г. он составил 9 млн евро.

 

Основными экспортными рынками являются страны Европы (Великобритания, Италия, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Польша), США, Китай, Россия и Украина.

 

Российская органическая продукция экспортируется в основном в страны Европы (Данию, Нидерланды, Чехию, Литву, Латвию, Великобританию, Италию, Францию, Германию) и в США. Основными конкурентами России на рынке органической продукции ЕС являются Украина и Казахстан. При этом позиции и авторитет Украины по ряду показателей (в частности, обеспечение прослеживаемости продукции) выше, чем России.

 

Основу экспорта органической продукции составляет растениеводческое сырье: зерновые (пшеница, кукуруза), бобовые (горох, соя, нут, люпин, вика), масличные культуры (подсолнечник, рапс, лён, кунжут) и жмых. Продвигаются как уникальные товары различные дикоросы: кедровый и грецкий орехи, клюква, черника, брусника, грибы.

 

 

Благодарим Любоведскую Анну за предоставленную информацию 

Полный текст отчета можно запросить в Союзе органического земледелия www.soz.bio 

--------------------------

*Органическое сельское хозяйство – это производственная система, которая поддерживает здоровье почв, эко-систем и людей. Эта система основывается

на экологических процессах, поддержании биологического разнообразия и природных

циклов, характерных для местных условий, избегая использования ресурсов, оказываю-

щих неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: