Факты и цифры

Национальный доклад: итоги работы АПК за 2015 год

23.05.2016 - 1750 просмотров

Минсельхоз России в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" подготовил национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

 

В докладе отражены основные итоги деятельности сельского хозяйства за 2015 год по всем основным разделам Государственной программы, даны оценка выполнения целевых показателей, федеральных и отраслевых программ по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и сферам деятельности отрасли, прогноз развития сельского хозяйства на 2016 год и предложения по корректировке отдельных параметров Госпрограммы (данные по льну и конопле приведены после текста доклада)

 

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил  национальный доклад об итогах работы в АПК за 2015 год соответствующим распоряжением Правительства от 10 мая 2016 г. № 864-р.

 

В 2015 году индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 103%, превысив целевой показатель Госпрограммы, в том числе продукции растениеводства – 102,9%, продукции животноводства – 103,1%.

 

Валовой сбор зерна составил 104,8 млн тонн, что на 4,8% выше соответствующего индикатора Государственной программы и на 0,5% меньше уровня 2014 года. Это позволило полностью обеспечить потребности в продовольственном зерне, повысить обеспеченность отечественного животноводства зернофуражом. Увеличились валовые сборы сои на 14,6% (до 2,7 млн тонн), сахарной свеклы на 16,5% (до 39 млн тонн), картофеля на 6,8% (до 31,5 млн тонн), овощей открытого и закрытого грунта на 4,2% (до 16,1 млн тонн).

 

В 2015 году производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 13,5 млн тонн, что на 4,2% выше уровня 2014 года. По оценке Минсельхоза России, в 2015 году удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме его ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов) составил 87,4%, то есть повысился по сравнению с 2014 годом на 5,5 п.п.

Самые высокие темпы наращивания производства были в птицеводстве, производство птицы на убой в хозяйствах всех категорий в живом весе выросло на 7,7% (до 6 млн тонн).

 

Производство яиц выросло на 1,6% (до 42,5 млрд шт.). Достаточно высокие темпы наращивания производства сохраняются в свиноводстве. За 2015 год производство свиней на убой в живом весе выросло на 3,8% (до 4 млн тонн). Производство крупного рогатого скота на убой в хозяйствах всех категорий снизилось на 1,1% (до 2,9 млн тонн). Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 30,8 млн т, что соответствует уровню 2014 года.

 

В 2015 году рост производства сельскохозяйственной продукции позволил сократить импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Кроме увеличения отечественного производства, этому во многом способствовало действие введенного Россией эмбарго в отношении США, Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия и, соответственно, расширение ниши для отечественных товаропроизводителей на внутреннем агропродовольственном рынке, а также существенная девальвация рубля.

 

В результате объем импорта сельскохозяйственного сырья  и продовольственных товаров составил 26,5 млрд долл. США против 39,9 млрд долл. США в 2014 году, уменьшившись на 33,6% преимущественно за счет сокращения физических объемов импортных поставок свежего и мороженого мяса (на 26,7%), мяса птицы свежего и мороженого (на 44,2%), рыбы свежей и мороженой (на 38,3%), сыров и творога (на 36,5%).

 

Однако общий объем импорта сократился в большей степени, чем импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поэтому удельный вес импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре импорта составил 14,5% против 13,9% в 2014 году. При этом 83,8% объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства пришлось на страны дальнего зарубежья и 16,2% – на СНГ.

 

Рост производства создал стимулы для сельхозпроизводителей к экспорту своей продукции. В 2015 году экспорт мяса птицы и свинины вырос на 20%. В целом по итогам года Россия экспортировала сельхозпродукции и продовольствия на 16 млрд долларов США – это в 2 раз больше, чем 5 лет назад (но ниже уровня 2014 года на 14,8%). Снижение произошло за счет уменьшения экспортных поставок пшеницы (на 3,8%) и масла подсолнечного, сафлорового и хлопкового и их фракций (на 14,8%). В результате доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре экспорта составила 4,7%. При этом 73,9% объема экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства пришлось на страны дальнего зарубежья и 26,1% на СНГ.

 

Наращивать аграрный экспорт в 2016 году необходимо по таким традиционным позициям, как: зерновые культуры, в том числе пшеница, ячмень; рыба и рыбопродукты; растительные масла; отходы и остатки пищевой промышленности (жмыхи, шроты и пр.); шоколад. Перспективными экспортными товарами являются свинина и мясо птицы.

 

В целях развития и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации созданы и функционируют такие институты поддержки экспорта, как Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций («ЭКСАР»), «РОСЭКСИМБАНК», «Российский экспортный центр».

 

В 2015 году в полной мере заработал механизм технической модернизации отрасли. За счет трехкратного увеличения средств на покупку сельхозтехники по льготным ценам (до 5,2 млрд руб.) удалось существенно увеличить число приобретенной техники (в 1,4 раза, приобретено почти 10 тыс. ед. техники). Однако темпы пока недостаточны: выполнен план только по поставке зерноуборочных комбайнов, а по тракторам и кормоуборочным комбайнам план еще не достигнут.

 

В 2015 году в целях стабилизации ситуации на рынке аграрного кредитования Правительство внесло изменения в правила субсидирования с учетом резкого повышения ключевой ставки Банка России. В результате удалось значительно снизить стоимость кредитов.

 

Благодаря решению Правительства, в прошлом году совокупный объем кредитования в отрасли увеличился на 9% по сравнению с 2014 годом и составил 1 трлн 130 млрд руб. По краткосрочным кредитам рост составил 18% до 836 млрд руб. Это обусловлено увеличением потребности сельхозпроизводителей именно в кредитах на обеспечение своей текущей деятельности. По инвестиционным кредитам удалось избежать резкого снижения объемов кредитования, хотя аналитики прогнозировали серьезное замедление инвестактивности. Произошло лишь незначительное снижение на 2% до 294 млрд руб.

 

По итогам 2015 года общее финансовое положение сельхозпроизводителей улучшилось. По предварительным данным Росстата, в 2015 году рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) составила 22,3%, что выше целевого показателя (13%) на 9,3 п.п. Без учета субсидий рентабельность – 10,9% против 6,3% в 2014 году.

 

В отчетном году прибыль до налогообложения (с учетом субсидий) ожидается в сумме 345,3 млрд руб., что на 34% выше уровня 2014 года. При этом удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составит 87,6% (на 7,2 п.п. выше предшествующего года) при сокращении их общего количества.

 

Несмотря на то, что в 2015 году среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства) превысила уровень 2014 году на 12,2%, она по-прежнему остается почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике.

 

Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» способствовала определенному улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности: обеспечению сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых специалистов, жильем, развитию социальной и инженерной инфраструктуры села. Целевые индикаторы и показатели ФЦП УРСТ выполнены и перевыполнены, кроме строительства автомобильных дорог.

 

Вместе с тем перечень и объемы ресурсного обеспечения программных мероприятий не обеспечивают темпы развития жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры села, необходимые для осуществления серьезных качественных сдвигов в условиях жизнедеятельности сельского населения. В результате социально-экономическая ситуация на селе остается сложной.

 

Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» в 2015 году показала возможность обеспечения стабильно высокого уровня продуктивности мелиорируемых земель, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых мелиорированных земель, снижение рисков аварийных ситуаций, экономическую, экологическую и социальную эффективность комплекса мероприятий, а также заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении мелиорированных площадей и улучшении качества имеющегося мелиоративного фонда, что соответствует целям и задачам Доктрины продовольственной безопасности и способствует развитию сельских территорий.

 

Прядильные культуры

 

Годовая прогнозная потребность Российской Федерации в льноволокне, при условии выполнения 100% госзаказа, должна составлять не меньше 350 тыс. т в год, конопли – около 100,0 тыс. т в год. Потребность легкой промышленности, определенная Стратегией развития легкой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (от 24 сентября 2009 г. № 853), к 2020 г составляет 66,9 тыс. тонн, в том числе льноволокна – 64,9 тыс. т, пеньковолокна (конопля)  – 2,0 тыс. т .

 

В динамике производства прядильных культур наблюдалось снижение объемов производства в 2013-2014 годы. В отчетном году валовой сбор льна-долгунца в переводе на волокно составил 45,2 тыс. т, что на 21,6% больше показателя производства 2014 г. (37,2 тыс. т), а пеньковолокна 0,5 тыс. т
(в 2014 г. – 0,4 тыс. т). В целом производство льноволокна и пеньковолокна составило 45,7 тыс. т, или на 13,0 тыс. т ниже целевого индикатора Государственной программы, что связано с низкой площадью сева этих культур, но в то же время она на 2,1 тыс. га больше по сравнению с 2014 г.

 

В 2015 г. урожайность льна-долгунца составила 9,1 ц/га (в 2014 г. – 9,0 ц/га). Максимальные валовые сборы льноволокна получили сельскохозяйственные товаропроизводители Омской, Тверской областей и Алтайского края. Высокие показатели урожайности достигнуты в Нижегородской и Брянской областях, Республике Татарстан.

 

Посевные площади льна-долгунца в хозяйствах всех категорий, тыс. га

 

Наименование

культур
Годы




2015
к 2014, %
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Вся посевная площадь 75 187,9 76 661,7 76 325,4 78 057,1 78 525,0 79 319,0 101,0
Лен-долгунец 51,2 55,5 57,2 55,2 50,5 52,6 104,1

 

 

 

Урожайность, ц с 1 га убранной площади

 

Наименование

культур
Годы




2015
к 2014, %
2010 2011 2012 2013 2014 2015

Лен-долгунец

(на волокно)

8,2 9,0 9,2 8,5 9,0 9,1 101,1

 

 

Выполнение целевых индикаторов по растениеводству в 2015 г.

 

Целевые индикаторы

Предусмотрено Госпрограммой

Фактически

Выполнение, %

Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий, тыс. т

   зерна

100 000

104 786,0

104,8

   льноволокна и пеньковолокна

58,7

45,7

77,9

 

 

Распределение инвестиционных проектов (кредитов) в растениеводстве по направлениям

 

Подотрасли

растениеводства

Количество кредитных договоров

Сумма кредитных договоров, млн руб.

Доля направления кредитования, %

Всего

4604

91 316,78

100

Переработка льна и льноволокна 1 19,00 0,0

 

 


Источник: Департамент экономики и государственной поддержки АПК


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: