Факты и цифры

Генуя, иконы и джинсы

02.08.2024 - 581 просмотр
Автор: Белопухова Элеонора

В музее Диочезано (Diocesano) в Генуе хранится редкое сокровище: цикл картин на  льняных полотнах цвета индиго, посвящённых Страстям Христовым. Он включает 14 полотен разного размера (от полотенца до холста во всю стену) и,  несмотря на то, что они были созданы разными мастерами в разное время, представляет эпизоды, связанные единым сюжетом и стилем. 

 

Белой краской на контрастно-синем фоне написаны: молитва в Гефсиманском саду, Распятие, снятие с креста и Вознесение на небо. Из значимых событий отсутствует только Тайная Вечеря.

 

 

 

Святой лик. Фрагмент триптиха. Генуя конец XVII в.– первая половина XVIIIв. (вверху),

Небесный свод. Генуя 1538-1540 гг.

 

Последние данные радиоуглеродного анализа показали, что самое раннее полотно датируется 1538 годом. Это же подтверждают церковные архивы бенедиктинского монастыря Св. Николая в Корнильяно - заказчика полотен.

Исследовали предполагают, что тканевыми картинами драпировали стены в период страстной недели, чтобы закрыть яркие украшения храма и сконцентрировать внимание прихожан на драматических сценах последних дней Христа.

Собрание уникально как по своей полноте, времени создания и технике исполнения. Других подобных произведений пока не обнаружено.

 

На выставке BLU DI GENOVA, 2024


Интересны не только сами картины, но и полотно, на котором они написаны. Чтобы оценить его уникальность, вернёмся на четыре века назад.

 

Особое плетение

С ХIV века европейские производители тканей искали технологию изготовления смесового полотна, чтобы сократить содержание шерсти и снизить себестоимость. В каждом городе были установлены свои технологические стандарты. Ткачи делали полотно из смеси шерсть-хлопок, хлопок-лён, используя при этом также разные типы плетения. Тогда не существовало артикулов и брендов, а купцы и капитаны торговых судов различали ткани по названию города: Генуя, Милан, Пьяченца, Ульм, Ним.

 

Итальянские Пьяченца и Милан, а также лидер того времени немецкий Ульм ткали полотно ультравысокого качества, но дорого. Генуя предлагала материал поперечного плетения - среднего качества и по разумной цене. Французский Ним ткал аналогичные ткани, но с диагональным плетением. Оба города и сейчас узнаются в популярных названиях современных тканей: деним, то есть из Нима и голубая джинса (bludiJen = блюди Джен) из Генуи.

 

Фрагмент полотна "Монахи в молитве" Генуя,  конец XVII в.– первая половина XVIII в.Полотняное плетение (вверху)

Современные джинсы. Саржевое плетение с диагональной ребристостью (нижнее фото)


До открытия прямого морского пути в Индию полотно было в основном белым или коричневым, так как синий цвет из-за дороговизны импортного индиго был редким и дорогим. Синие ткани, окрашенные местной вайдой, также присутствовали в предложении французских и немецких производителей, но были мало распространены, даже не смотря на попытки запретить индиго на государственном уровне. Для торговой Генуэзской республики, которая в XIV вступила в пору своего наивысшего расцвета, никакие запреты не действовали. И синяя генуэзская ткань, производившаяся без ограничений, завоевала английский рынок. Портовые книги Лондона подтверждают крупнооптовые закупки этого материала, начиная с ХVIIвека.

 

Иконы на джинсовой ткани

На момент создания цикла Страстей Христовых полотна были баснословно дорогими, изготовленными на простой ткани итальянскими мастерами, но окрашенные драгоценным импортным индиго. Невероятный синий цвет на них завораживает до сих пор.

 

 

Фрагмент. Молитва в Гефсиманском саду – Покаяние Петра – Смерть Иуды. Генуя 1538-1540 гг.

 

Практично и бюджетно

В 1853 году Леви Страусс (Levi Strauss) заказал у портного штаны из парусины (по одной версии - льняной, по другой - конопляной), привезенной в Сан-Франциско, и единственно оставшейся на кораблях. Партия мгновенно была раскуплена.  

 

История не сохранила данных, какой конкретно материал был использован в первых джинсах Леви Страусса.  По одной версии, это была французская ткань, на рулонах которой было написано «Serge de Nime» («саржа из Нима)». 

 

Однако генуэзцы прародителем синих джинсов искренне считают свой город. И этому есть обоснование: название ткани bleu de Genes ("голубые из Генуи", блю-джин). Штаны и куртки из неё пользовались популярностью у портовых рабочих и рыбаков задолго до появления джинсов - в 16-18 веках.  Штаны для моряков из грубой ткани голубого цвета производились именно в Италии. И  "потребителям"  они отправлялись из морского порта Генуи. 

 

------

 

Для справки :

Хронология использования индиго как тканевого красителя:

1524 г.  - возвращение Васко да Гама из экспедиции, старт импорта индиго в Европу в промышленных объемах

1538 г. - создание полотен «Страсти Христовы»

1609 г. - запрет на использование индиго во Франции

до 1660 г. - запрет на индиго в Англии

ок. 1700 г. - снятие всех запретов на использование индиго

1870 г. - изобретение синтетического индиго

1873 г. - американский патент на джинсы (не на ткань!) Леви Страусса

 

В материале использованы коллажи автора


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: