Мир славянского наряда
09.03.2024 - 364 просмотраТвоя одежка - твое отражение
Многие знают русскую пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Обычно ее смысл сводят к тому, что важны ум, знания и умения человека, а одежда – лишь драпировка, которая создает первое впечатление о человеке. Разумеется, это верное толкование, но это лишь часть смысла пословицы. Другое значение пословицы, заключается в том, что внешний вид и внутренние качества могут не соответствовать друг другу. Третье содержание народной мудрости кроется еще глубже.
Считают, что пословица сложилась в то время, когда одежда была визитной карточкой человека и действовала, как система опознавания «свой - чужой». Она сообщала о том, что собой представляет человек: чужеземец или российский подданный, к какому народу принадлежит, из какой местности, городской или деревенский, какого сословия и каким ремеслом занимается, семейный, холостой или бобыль (незамужняя, вдовая, старая дева), есть ли у него дети. Ведь для каждой местности и народа характерен свой вид одежды, отличающийся составом элементов, кроем, вышивкой, рисунком, типом застежек и подвязок. Иными словами, одежда может скрыть чужака, но не способна сделать его своим.
Однако в ХХ веке, с его бурными перемещениями людей по странам и континентам, войнами, революциями, промышленной модернизацией, развитием идей интернационализма, равноправия полов и американизацией всех сторон человеческого бытия, одежду стали упрощать, делать универсальной и даже унисекс, без учета возрастных и социальных различий.
Впрочем, некоторые страны, где сохранился патриархальный и консервативный уклад жизни, принципиально отказались от такого подхода и сохранили традиционные виды одежды для мужчин и женщин. Более того, политический и экономический успех, например, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии возбудили интерес к исламской одежде. Это, в свою очередь, разбудило любопытство, а затем и любовь европейцев, в том числе россиян, к народной одежде своей страны и своего региона. Ведь одежда, чтобы с ней не делали дизайнеры, стилисты и кутюрье, оказывает влияние на наше настроение, поведение, отношение к окружающему миру, помогает проявить свою индивидуальность и даже выразить свои убеждения. Не удивительно, что в нашей стране стало расти число авторских ателье и студий, где воссоздают национальную одежду. Среди них севастопольская студия «Мир славянского наряда», руководителя которой, Елену Иванникову мы попросили ответить на вопросы РОСЛЕНКОНОПЛЯ.
Елена, Вашей студии-ателье уже шесть лет. Год от года Вы создаете все более сложные и аутентичные славянские изделия. А с чего все началось и почему?
Крым – многонациональный регион. В том числе здесь проживают представители мусульманского вероисповедания, многие из которых носят свою исламскую одежду. И тогда я задумалась, почему у меня и моих знакомых нет такой привычки. Почему мы не носим и не любим свою национальную одежду? Почему мы так равнодушно относимся к своим натуральным тканям из конопли и льна? Почему мы едем в Турцию за качественной одеждой? Почему мы поднимаем экономику другой страны, тогда, когда перед нами на государственном уровне стоит задача импортозамещения. Походила по магазинам и обнаружила, что ни платьев, ни рубашек в славянском стиле нет.
Увы, мы очень легко впустили в свою культуру чужие ценности, чужую моду, чужой досуг. Мы хорошо разбираемся в чужой истории и не знаем свою. А если задуматься, то можно легко найти подтверждение того, что культура нашего национального наряда, русской одежды, намного старше арабского и турецкого платья.
Мы носим одежду с надписями на английском языке, перевод которых не всегда носит рамки цензуры, а не с национальными обережными вышивками. К большому сожалению, современная женщина все больше "вытесняет" мужчину. И мы в основном видим бизнес - вумен в мужском брючном костюме. Наша молодежь больше ориентируется на западную моду, а национальная русская одежда им непонятна. Поэтому молодые женщины часто одеты в брючный костюм, а то и в джинсы дырявые, рваные, в одежду, унижающую человека.
Эти выводы и подтолкнули меня к созданию ателье, где можно создать образы женственности, целомудрия, гармонии, и чтобы наши женщины, как и раньше, стремились и могли вышивать, шить и ткань. Поэтому для желающих мы проводим занятия.
Возможно, есть какие-то нюансы, но колоритный фольклорный текстиль выпускается предприятиями народных промыслов. И он не был в дефиците последние годы.
Мы создаем не театрализованную одежду, а будничную и праздничную, которую можно носить как любое другое современное изделие. Поэтому при создании модели ее конструировании меня всегда в первую очередь интересует вопрос: «Насколько удобно в такой одежде в повседневной жизни ощущает себя человек? Не мешают ли ему длинные полы, широкие рукава? И потом мы не делаем реплики. У нас собственный крой и декоративное оформление.
А почему Вы не используете готовое решение? Ведь реплика экономит время?
Когда мы говорим об исторических репликах, то главной установкой их производства часто является экономия. Причем в индустрии моды под историческими репликами часто выходят изделия с приставкой «самый»: самое дешевое сырье, самый дешевый материал, самая быстрая технология изготовления, самая дешевая рабочая сила. В итоге это приводит к тому, что «репликанты» не хотят, а иногда и не способны заметить огрехи, например, неровный шов, торчащие нитки, плохо посаженный крой, списывая это на фольклорный типаж ...
У нас принципиально другой подход, ведь «Мир славянского наряда» - не фабрика, ателье индивидуального пошива, пусть даже и работающего для удаленного клиента через Интернет.
А если конкретнее?
Я стараюсь пошить мои изделия профессионально, соблюдая все требования к типовой одежде, без скидок на старинность. Кроме того, изделия нашего ателье лишь похожи на копии. На самом деле я разрабатываю новые коллекционные модели, в которых задействован целый кладезь культуры нашей необъятной России. Для этого я изучаю историческое наследие русского костюма, а также его особенности, характерные для Крыма. Все же климат у нас отличается от центральных районов страны
А какое изделие было первым?
Мне захотелось сшить мужу удобную рубашку из натуральной ткани и вышить на ней оберег, который сохранит ему жизнь на войне и чтобы он здоровыми невредимым вернулся домой. Ведь мой муж российский офицер. Затем я стала шить женскую одежду, подчёркивающую статность наших женщин, вплести в декор моделей белорусские, русские, украинские орнаменты обережной вышивки.
Сначала научилась шить и вышивать сама, потом научила швей, пригласила опытных портных. Купили и освоили вышивальную машину. Теперь можем вышить любой дизайн, по заказу клиента. Заказы мы принимаем очно и дистанционно: через приложения сети Viber и WhatsApp. Причем у нас своя система снятия мерок, чтобы точно попасть в размеры клиента. Недавно занялись народным костюмом и уже есть успехи. Есть цех по массовому пошиву одежды, так что можем принимать оптовые заказы.
Сегодня уже немало производителей одежды с традиционной славянской вышивкой и кроем. А что характерно для крымской одежды?
Одна из популярных моделей – наряд с широкими рукавами и длина миди из льняной ткани. Для Крыма - это незаменимая вещь, которая дает чувство свободы и не сковывает движения. К тому же у нас в Крыму очень жарко летом. А лен обеспечивает комфорт: он не даёт размножаться бактериям, в жару в нем прохладно, а в холод - тепло. Кроме того, широкие рукава - это не только красиво, в этом элементе скрыт глубокий сакральный смысл взаимодействия Мира ЗНАНИЯ и ЭНЕРГИИ человека. е Знания, это взаимодействие Энергии с человеком.
Кто делает тканые пояса и очелья? С кем-то сотрудничаете, покупаете готовые или ткете сами?
Я их делаю сама. Изучаю старинные книги с вышивками, интересуюсь нашим историческим национальным русским костюмом.
Кто он - Ваш покупатель? И как часто лично Вы видите свои изделия на улицах Севастополя, Симферополя, других городов Крыма?
Свои изделия на улице я вижу не так часто, как хотелось бы. Народ ещё не проснулся. Его нужно тормошить, особенно молодых. Чаще всего мои изделия из натуральных тканей с вышивкой покупают лица среднего и старшего возраста. Как крымчане, так и отдыхающие из других регионов России. Есть и постоянные клиенты, которые увлечены одеждой из конопли, льна, крапивы и даже эвкалипта.
Но дело же, не только в продажах. Ателье «Мир славянского наряда» - это проект создания новой – старой традиционной одежды, "возвращения" утраченных традиций прошлого, сохранения исторического наследия нашей страны. А встретить нас можно на городских праздниках, региональных фестивалях и в Интернет-сети. Я с удовольствием отвечу на вопросы и предложения. Жду их на свою почту: Иванниковаivannikova327102@yandex.ru