Географическое указание Гражданского кодекса
27.01.2018 - 839 просмотровВниманию всех, кто выращивает лен, коноплю и производит из них продукцию!
Совет Федерации совместно с Роспатентом планируют добавить в Гражданский кодекс новое понятие — «географическое указание». Это зафиксировано в списке решений по итогам заседания совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации.
Благодаря появлению в Гражданском кодексе нового понятия — «географическое указание», вслед за Вологодским маслом, Белевской пастилой, Оренбургским платком, Гжельской керамикой, Крестецкой строчкой в России могут появиться десятки новых и, что важно, официальных региональных брендов, в том числе Вологодский лен, Кировский лен, Смоленский лен, лен Чувашии, Алтайская конопля, Пензенская, Мордовская, Краснодарская, Орловская, Дагестанская конопля либо пенька. Регистрация географических обозначений на товарах позволит их производителям привлечь внимание потребителей. Покупатели при этом будут точно знать, что продукт сделан там, где указано на упаковке. Например, карельская морошка окажется именно карельской, а не архангельской.
Эксперты отмечают, что это изменит правила игры на рынке. Это доказывает история ЕС. Когда в начале 2000-х региональные продукты были объявлены главным локомотивом развития экономики Евросоюза, в качестве географических указаний европейцы зарегистрировали мак из Вальдфиртеля, лапландскую картошку, а, например, Армению заставили писать на бутылках «бренди», а не «армянский коньяк».
Заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий уточнила, что для России «географическое указание» — новый термин. Вместе с тем он используется в национальном законодательстве многих стран. Оформление географического указания потребует только подтвердить, что товар производится именно в той местности, которая указана на упаковке. Причем такая регистрация пройдет в ускоренном порядке.
Анатолий Аронов обращает внимание, что сейчас много подделок, а востребованы именно аутентичные вещи. Регистрация географических указаний поможет вывести на рынок самые разные товары. Больше всего от этого выиграют региональные ремесленники и малые предприятия, которые самостоятельно не могут заниматься развитием и защитой бренда. А это будет способствовать расту производство на местах, созданию новыз рабочих мест, пополнению местного бюджета.
Председатель общественного совета Роспатента Наталья Золотых считает, что преимущество такой регистрации в том, что брендом смогут пользоваться несколько производителей, поскольку географическое указание будет оформляться одно на всех. К примеру, сибирские пельмени смогут выпускать в Томске и в Красноярске. Это поможет избежать скандалов вроде того, что произошел с минеральными водами Сарово, известных еще с царских времен. Но недавно местным предприятиям запретили указывать, где вода разлита, поскольку был оформлен товарный знак, который дает право писать на этикетках «Сарово» только его обладателю. Проблема в том, что воду он может разливать где угодно, остальные предприятия региона уже не могут указывать, что они продают именно воду Сарово.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Владимир Баканов, отмечая тенденцию роста популярности региональных продуктов, предлагает обезопасить местных производителей от имитации их товаров и присвоения брендов. "Никто не вправе эксплуатировать название, за исключением резидентов территории. Хочешь использовать название — переезжай туда, вкладывай свои деньги и развивай производство. Сейчас же малоизвестные географические названия регистрируют как товарные знаки. Они переходят в частную собственность, и их можно продать даже за границу. Так мы всю страну разбазарим".