Факты и цифры

Василий Верещагин

18.03.2018 - 1646 просмотров

Третьяковка  вновь радует ценителей  русской живописи и представляет большую персональную выставку Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) - путешественника, знатока Востока, этнографа, «друга солдат и противника «чинов» и «направлений» в живописи», самобытного выдающегося художника-баталиста XIX века, которого современники по таланту,  мощи передачи  трагедии и разрушительной силы войны считали  равным Л.Н. Толстому.

 

В. Верещагин был последовательным противником войны, поэтому считал делом своей жизни изображать  ее тяготы и ужасы.  Не являясь военным, он участвовал в  сражениях и  с гордостью носил орден Святого Георгия за храбрость, проявленную на поле боя, при этом отказавшись от всех других наград.  И погиб художник тоже на войне – при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре в 1904 году.

 

#foto#9

 

 

Выставка включает  8 серий:

Туркестанская серия (1867-1874 гг.), центральной картиной которой стал  «Апофеоз войны» (1871). «Побежденные. Панихида», (1879 г.). «Высматривают. Разведка». ( 1873 год),  «Торжествуют», (1872 год) Третьяковская галерея

 

«Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде»

 

Индийская серия (1874-1880-е)  Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца (со стороны реки)» (музей-квартира Н.С.Голованова)

 

 

 

 

Балканская серия (1877-1881 гг.)  рассказывает о событиях Русско-турецкой войны, например, картина «Перед атакой. Под Плевной» 

 

Трилогия казней (1884-1887 гг.) представлена всего двумя полотнами:  «Казнь заговорщиков»  (Третьяковская галерея), и «Распятие на кресте у римлян» (частное собрание). Третье полотно утеряно

 

Палестинская серия (1883-1885 гг.)  - это сюжеты, рожденные во время поездки по святым местам  Палестины и Сирии.

 

 «1812 год» (1887-1900 гг.) – историческая реконструкция сцен войны с армией Наполеона «Не замай! Дай подойти!» (Исторический музей)

 

Русская серия (1888-1894 гг.)  - итог путешествия по Северной Двине, на Белое море и Соловки

 

Японская серия (1903-1904 гг.)  - картины, созданные по впечатлениям от поездки художника в Японию накануне войны «Шинтоистский храм в Никко»( Русский музей, 1903 г.)

  

Однако эта выставка интересна не только сюжетами, сочетанием красок, техникой живописи…  В. Верещагин писал на дереве и холстах. Причем в силу долгих дружеских отношений с  П. М.Третьяковым он писал на холстах костромской фабрики. И если  не только наслаждаться и любоваться картинами, но и внимательно вглядываться  в сам холст, то можно обнаружить, что для небольших картин художник использовал  очень качественное нежное льняное полотно, с  тонкими ровными  нитями и почти не заметным их плетением. Для масштабных работ, наоборот,  использовался грубый холст, с толстыми нитями, с заметными на них пороками, крупным «зерном», а также материал, подобный брезенту. Кроме того, в зависимости от задачи  создать «жесткость либо мягкость» изображения  Василий Васильевич располагает  холст  в направлении «верх-низ» по долевой нитке или – по утку.  Интересно, что в нескольких работах холст на раму крепится так, что его  нити  располагаются  по диагонали, строго параллельно или  волной по отношению к полу.

 

 

Увы, искусствоведы, изучая творчество любого живописца, обращают внимание на манеру письма, стилистические и художественные решения, выбор красок и цветовой палитры, характер грунтовки и прочие  индикаторы, позволяющие  отличить и подтвердить подлинность работы художника.  При этом специалисты редко акцентируют внимание на выборе автором основы для своей картины, и почти никогда не объясняют мотивы этого выбора, поскольку не задаются вопросом, почему  картина написана на дереве, картоне, бумаге,  тонком или грубом льняном холсте. Выставка В. Верещагина, в силу  разнообразия используемого текстиля, - превосходная  коллекция льняных, а возможно, и конопляных холстов, произведенных в России в конце ХIХ - ХХ веков.   По ней, при желании, можно проследить  развитие  льняной текстильной промышленности, в частности, предприятий  Третьяковых.  Конечно, не маловажен  и вопрос: «Краски и растворители на какой основе  использовал  великий  живописец?»

 

Кстати, на выставке  рядом с картиной В. Верещагина "Двери Тамерлана" экспонируется артефакт - деревянная двустворчатая дверь из Туркестана. В ее центральном узоре - лист конопли. Подобные двери   есть и на других сюжетах художника о Средней Азии 

 

 

 

 

Увидеть  полотна  В. Верещагина  из Третьяковской галереи,  Русского музея, Эрмитажа, Исторического музея, Музея Азербайджана, частных коллекций  можно в залах Новой Третьяковки на Крымском мосту до 15 июля

 

 


Все новости
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: