Василий Верещагин
18.03.2018 - 1646 просмотровТретьяковка вновь радует ценителей русской живописи и представляет большую персональную выставку Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) - путешественника, знатока Востока, этнографа, «друга солдат и противника «чинов» и «направлений» в живописи», самобытного выдающегося художника-баталиста XIX века, которого современники по таланту, мощи передачи трагедии и разрушительной силы войны считали равным Л.Н. Толстому.
В. Верещагин был последовательным противником войны, поэтому считал делом своей жизни изображать ее тяготы и ужасы. Не являясь военным, он участвовал в сражениях и с гордостью носил орден Святого Георгия за храбрость, проявленную на поле боя, при этом отказавшись от всех других наград. И погиб художник тоже на войне – при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре в 1904 году.
#foto#9 |
Выставка включает 8 серий:
Туркестанская серия (1867-1874 гг.), центральной картиной которой стал «Апофеоз войны» (1871). «Побежденные. Панихида», (1879 г.). «Высматривают. Разведка». ( 1873 год), «Торжествуют», (1872 год) Третьяковская галерея
«Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде»
Индийская серия (1874-1880-е) Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца (со стороны реки)» (музей-квартира Н.С.Голованова)
Балканская серия (1877-1881 гг.) рассказывает о событиях Русско-турецкой войны, например, картина «Перед атакой. Под Плевной»
Трилогия казней (1884-1887 гг.) представлена всего двумя полотнами: «Казнь заговорщиков» (Третьяковская галерея), и «Распятие на кресте у римлян» (частное собрание). Третье полотно утеряно
Палестинская серия (1883-1885 гг.) - это сюжеты, рожденные во время поездки по святым местам Палестины и Сирии.
«1812 год» (1887-1900 гг.) – историческая реконструкция сцен войны с армией Наполеона «Не замай! Дай подойти!» (Исторический музей)
Русская серия (1888-1894 гг.) - итог путешествия по Северной Двине, на Белое море и Соловки
Японская серия (1903-1904 гг.) - картины, созданные по впечатлениям от поездки художника в Японию накануне войны «Шинтоистский храм в Никко»( Русский музей, 1903 г.)
Однако эта выставка интересна не только сюжетами, сочетанием красок, техникой живописи… В. Верещагин писал на дереве и холстах. Причем в силу долгих дружеских отношений с П. М.Третьяковым он писал на холстах костромской фабрики. И если не только наслаждаться и любоваться картинами, но и внимательно вглядываться в сам холст, то можно обнаружить, что для небольших картин художник использовал очень качественное нежное льняное полотно, с тонкими ровными нитями и почти не заметным их плетением. Для масштабных работ, наоборот, использовался грубый холст, с толстыми нитями, с заметными на них пороками, крупным «зерном», а также материал, подобный брезенту. Кроме того, в зависимости от задачи создать «жесткость либо мягкость» изображения Василий Васильевич располагает холст в направлении «верх-низ» по долевой нитке или – по утку. Интересно, что в нескольких работах холст на раму крепится так, что его нити располагаются по диагонали, строго параллельно или волной по отношению к полу.
Увы, искусствоведы, изучая творчество любого живописца, обращают внимание на манеру письма, стилистические и художественные решения, выбор красок и цветовой палитры, характер грунтовки и прочие индикаторы, позволяющие отличить и подтвердить подлинность работы художника. При этом специалисты редко акцентируют внимание на выборе автором основы для своей картины, и почти никогда не объясняют мотивы этого выбора, поскольку не задаются вопросом, почему картина написана на дереве, картоне, бумаге, тонком или грубом льняном холсте. Выставка В. Верещагина, в силу разнообразия используемого текстиля, - превосходная коллекция льняных, а возможно, и конопляных холстов, произведенных в России в конце ХIХ - ХХ веков. По ней, при желании, можно проследить развитие льняной текстильной промышленности, в частности, предприятий Третьяковых. Конечно, не маловажен и вопрос: «Краски и растворители на какой основе использовал великий живописец?»
Кстати, на выставке рядом с картиной В. Верещагина "Двери Тамерлана" экспонируется артефакт - деревянная двустворчатая дверь из Туркестана. В ее центральном узоре - лист конопли. Подобные двери есть и на других сюжетах художника о Средней Азии
Увидеть полотна В. Верещагина из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Исторического музея, Музея Азербайджана, частных коллекций можно в залах Новой Третьяковки на Крымском мосту до 15 июля