Факты и цифры

Почему в России исчезает сельскохозяйственная наука

01.03.2015 13:56 - 1665 просмотров
Автор: О. А. Монастырский, заслуженный деятель науки Кубани

Анализ состояния в развитых, развивающихся странах и в странах, с так называемой, переходной экономикой выявляет глубокие различия между ними. Особую и важную роль они играют в современных условиях глобализации, когда, например, пять компаний США продают продовольствия 48% от всего мирового производства, Франция – 11%, Нидерланды — 9,2%, Германия — 7,5%, Англия — 6,2%, Япония — 4,3%. В общем, 6 стран контролируют 85 % мировых продаж сельхозпродуктов, и 15% остальные 147 стран. Соответственно, и вклад продукции агропромышленного комплекса в объем ВВП в США — 13%, странах ЕС — 15% и в России менее 3%. Т

 

Государственные расходы на одного ученого в области сельского хозяйства в России в 20 раз меньше, чем в США и в 10 раз меньше, чем в ЕС. И это без учета уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных исследований у нас и у них. «Экономика знаний» в России создает всего 15% ВВП по сравнению с 55% в ЕС и 40% в США. Эти данные хорошо сопоставляются с доходами от продукции, полученной в результате инновационной деятельности, которые составляют в Японии — 100%, США — 70%, ЕС — 30%, России — 0,7%. По данным Продовольственной организации ООН, мировые цены на продукты питания постоянно растут. Средний житель США сегодня тратит на еду 6% своего дохода, в Англии — 9%, во Франции — 14%, в Индии — 35%, в Кении, как и в России - около 50%. Почему все это так происходит  у нас?

 
В развитых странах одной из основных задач сельскохозяйственной науки является получение конкретных данных для создания системы влияния на сельскохозяйственное производство, на рыночные цены, уровни доходов, накоплений и инвестиций. Особое значение имеет обоснованная и целевая государственная поддержка сельского хозяйства. Именно она сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, его крупнейших экспортерах — США, ЕС, Канаде. В этих странах созданы и постоянно совершенствуются приемы эффективного воздействия научных разработок на экономику страны в целом и отдельной отрасли. Например, в США коммерциализируется до 80% научных разработок. Это возможно, благодаря  тому, что США и ЕС осуществляют жесткий протекционизм собственного сельского хозяйства.

 

Министерства сельского хозяйства  этих стран полностью финансируют исследования лабораторий, занимающихся сельскохозяйственными исследованиями, делая их ответственными за осуществление в масштабах страны или определенных регионов конкретных проектов, обеспечение эффективной работы определенных отраслей сельского хозяйства, планирования деятельности всего агрокомплекса страны. Эти лаборатории являются фактически структурами Министерства сельского хозяйства, сочетая научные исследования с внедрением их результатов в практику и ответственностью за эффективное осуществление заданий МСХ. Например, в США типичным примером являются лаборатории университетов штатов Мичиган и Вашингтон, которые при полном финансировании государством, ведут исследования по заданиям МСХ, решают общегосударственные задачи обеспечения борьбы с болезнями растений и селекции сортов на устойчивость к грибным болезням.

 

Среднее годовое финансирование такой лаборатории — 500 тысяч долларов. Всего в США более 3500 сотрудников лабораторий работают по заказам МСХ, осуществляя научное обеспечение всех отраслей сельского хозяйства страны.  Причем приоритеты отдаются научно-обоснованным передовым технологиям развития сельскохозяйственного производства, повышающим эффективность всех производственных процессов. В результате в США 90% производства сельскохозяйственной продукции, составляющей основу продовольственной безопасности страны, обеспечивает 18% хозяйств. В общем, США на обеспечение своей продовольственной безопасности тратит более 150 млрд. долларов в год, из которых 40% - средства из бюджета и 60% частные инвестиции. В странах ЕС за последние 10 лет, количество фирм в сельском хозяйстве, выпускающих наукоемкую продукцию, увеличилось в 20 раз, а наукоемкое товарное производство в этом секторе эеономики обеспечивает более 20% бюджета.

 

Все это указывает на то, что и в России науку необходимо финансировать «не по законам рынка, а по законам государства, которое заинтересовано в своем развитии». У нас же, к сожалению, такой системы нет. Государственные расходы на одного ученого в области сельского хозяйства в России в 20 раз меньше, чем в США, и в 10 раз, чем в ЕС.

 

В России Минсельхоз является самодостаточной организацией, слабо связанной с сельскохозяйственными исследованиями. Государство же в лице правительства устранилось от научно-обоснованного регулирования сельскохозяйственного производства и рынка сельхозпродуктов, что не позволяет себе ни одна развитая или успешно развивающаяся страна. Недостаток средств сельхозпроизводителей для осуществления текущей деятельности составляет более 60 млрд. рублей.

 

Выделяемые государством кредиты идут в основном на поддержание существующих устаревших ресурсов и энергоемких низко технологичных производств, приобретение зарубежной сельхозтехники, племенного скота, семян, современных технологий. У хозяйств часто просто нет денег на оплату проведения нужных для них сельскохозяйственных научных исследований. По официальной статистике, только 2% сельскохозяйственных научных разработок реализуется, да и то в очень небольшом числе хозяйств. У 97% всех хозяйств нет средств на оплату даже крайне необходимых разработок и поэтому нет потребности в них. Экономически же сильные хозяйства не проявляют активности в продвижении в практику новой отечественной научной продукции из-за отсутствия жесткой конкуренции на рынке продовольствия.

 

В результате сельскохозяйственная наука вынуждена встраиваться в кризисную экономику. И в ней пока более-менее выживают лишь селекционеры растений за счет реализации семян и посадочного материала. Но и они в большинстве своем вынуждены из-за бедности работать методами прошлого века.

 

В сельскохозяйственных НИИ о зарплатах лаборантов и младших научных сотрудников даже говорить страшно, это 6-8 тысяч рублей в месяц, у старших научных сотрудников со степенью кандидата наук - 15 тысяч, у заведующих лабораториями - до 20 тысяч рублей. Именно это основная причина, почему стареет научный персонал. Молодежь на такие ставки идет только в расчете на защиту диссертации. Весьма незначительные средства выделяются на научное оборудование, а если его  удастся приобрести  современные научные приборы, их некому обслуживать: хороший инженер на нищенскую зарплату работать не будет. Государственные гранты РФФИ и другие получают около 0,01% научных коллективов, и они не могут как-нибудь существенно повлиять на развитие сельскохозяйственных исследований и продвижение их в практику. И сотрудники  НИИ занимаются тем,  что могут делать при нынешнем убогом финансировании и материально-техническом снабжении. Вот почему сельскохозяйственная наука теплится преимущественно усилиями ученых-пенсионеров, а научная отдача НИИ очень мала.

 

Генеральный Совет Комитет по сельскому хозяйству и Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, в своей деятельности не предусматривают стимулирование сельскохозяйственных исследований. Не пошло на пользу возрождения отечественной сельскохозяйственной науки и разделение научной деятельности в государстве на Российскую академию наук (РАН) и Федеральные агентство научных организаций (ФАНО).  ФАНО деньги отдает бизнесу, а он решает, какие проекты ему нужны. Но бизнес ведь всегда решает только свои производственные или корпоративные задачи. Из Российского же научного фонда получить финансирование можно лишь при условии, что институт осуществляет масштабный проект.

 

 Для развития отечественной аграрной науки и отраслей сельского хозяйства должно быть введено жестокое, но хорошо финансируемое, государственное регулирование сельскохозяйственного производства. В Министерство сельского хозяйства на базе анализа научных публикаций, патентов, описания новейших  селекционных достижений и технологий, должно систематизировать все предлагаемые научные и научно-производственные рекомендации, рецептуры защитных препаратов, оперативно давать практические рекомендации по их внедрению. Аналитические отделы в Минсельхоз России, Минэкономразвития России и в Минюсте России должны, исходя из интересов государства, четко сформулировать и давать государственные заказы НИИ на разработку научной продукции, а научные учреждения должны реформироваться под решение конкретных государственных четко сформулированных задач по обеспечению продовольственной безопасности страны и конкретного региона.

Читать полностью: http://www.agroxxi.ru


Все новости
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: