Кавардак с терминами
18.06.2021 - 1005 просмотровВ феврале 2021 года маркетплейсы Ozon и Wildberries сняли с продажи чаи из промышленной конопли, а последний — все другие продукты из растения. Когда один из продавцов приехал в Москву с документами и образцами чая, чтобы доказать легальность своей продукции, его задержали сотрудники МВД и посадили в СИЗО в качестве обвиняемого по статье 228.1 УК РФ.
Выход конопляного чая на рынок спровоцировал жалобу активистов «Лиги безопасного интернета» в Минпромторг с просьбой ввести премодерацию объявлений в онлайн-магазинах. Волонтеры организации указывали на факты «продажи наркотических веществ под видом продовольственных товаров отдельными продавцами в крупнейших онлайн-магазинах Ozon, Wildberries». Минпромторг, в свою очередь, направил обращение в МВД.
Сейчас конопляная продукция вернулась в маркетплейсы. Чтобы выяснить причины сложившейся ситуации, Inc. поговорил с предпринимателями, которые выращивают техническую коноплю и производят из нее товары.
Приведем отдельные выдержки (хотите ознакомиться с полным текстом статьи, загляните сюда) статьи "Вроде можно, но нельзя" с небольшими комментарями.. .
Сергей Савенков, руководитель Кооператива (Проекта) Hempico считает, что у них украли идею и навредили рынку.Тем не менее в прибыль Hempico планирует выйти только в этом году: техническая конопля — одно из самых перспективных направлений в сельском хозяйстве. В современной России конопляная индустрия развивается практически с нуля, и ниши возможных продуктов из культуры пустуют.
Разработку продукта в компании начали в 2017 году. Одним из достижений компании стал конопляный чай, разработанный совместно с Красноярским государственным аграрным университетом. В коллекции Hempico есть нескольких его видов. В описании каждого указано, что продукт содержит меньше 0,1% ТГК и меньше 1% КБД (каннабидиола). Компания в своих рекламных материалах утверждает: чай снимает тревожность, способствует снижению веса и крепкому сну, защищает нервную систему от дегенерации и полезен для сердца.
Партнеры провели множество исследований, чтобы доказать пищевую ценность продукта. Прежде чем выходить на рынок, Hempico добровольно прошел экспертизу, удостоверившись в легальности чая. Затем компания провела психолингвистический анализ, чтобы оформление продукта не подпадало под статью 6.13 КоАП РФ (пропаганда наркотических средств). Заходили на рынок аккуратно, обсудив с представителями ГУНК МВД России, что кооператив будет действовать прозрачно, через уведомления, и тем самым настраивать на такое же поведение новых игроков рынка.
С. Свавенков оценивает поведение участников рынка как непрофессиональное (впрочем, это спорное утверждение, кто действует по старинке, а кто - в соответствии с действующим новым законодательством). Однако еще одним фактором, спровоцирующим спорную ситуацию, стал указ президента РФ о Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года. Это обновленный вариант предыдущего документа, который действовал до 2020 года. Новый указ усилил антинаркотическую политику, считает Анастасия Ичетовкина, юридический консультант Mi& Ko. Среди новых мер — выявление и пресечение работы интернет-ресурсов, используемых для пропаганды и распространения наркотиков, формирование антинаркотических комиссий, привлечение волонтёров для реализации политики, развитие систем мониторинга наркоситуации. Свою каплю , усилишую неприятности, добавил календарь - именно в это время готовилась традиционная ежегодная антинаркотическая операция "Мак".
Из-за негативной волны продажи чая Hempico упали на 80%. Маркетинговые вложения в продукт оказались убыточными, а переориентирование на другие каналы продаж, по словам Савенкова, не вернет прежнюю лояльность покупателей к чаю.
Другой участник конопляного рынка - Сергей Ларин , считает, что проблема не только в ментальных расхождениях, но и в системе контроля и оценки конопляной продукции. Дело в том, что "экспертиза проводилась не на количество ТГК в конопле, а на его наличие. Если даже содержание ТГК ниже разрешенного, то тест все равно покажет, что он есть. Это весьма значительная вещь, потому что люди подпадают под уголовное преступление, а с точки зрения количества закон не нарушен".
Хотя команда Ларина никогда не занималась чаями, ее бизнес тоже пострадал. В начале года HempForLife решил разместить на Wildberries свой текстиль. И хотя, по словам Ларина, маркетплейс одобрил поставку и принял товар на склад, на следующий день отказался продавать вещи, «потому что в них содержится конопляное волокно». Что не так с конопляным волокном, не объяснили. По словам Ларина, соцсети «ВКонтакте», Facebook, Instagram не рекламируют товары с коноплёй. Через Google и «Яндекс» тоже сложно поставить рекламу, даже если контент рассказывает о технической части продукта и его легальности.
В статье предполагется, что "Маркетплейсы увидели в этом риски и возможные убытки из-за остановки своей деятельности. Ребят просто напугали". Но другие же в это время продолжали работать, продавать продукцию через другие Интернет-площадки, мелких дистрибьюторов. То есть, в итоге органами правопорядка был спровоцирован переход легальных товаров в серую зону. Если так и дальше пойдет, то и до нелегальных каналов дело дойдет...
Именно разрешительная система продажи продукции из технической конопли сократила торговлю марихуаной в Европе и Америке. И лишь когда цена на легальную продукцию поднимается, потребитель вновь идет на черный рынок за более доступным продуктом... Увы, Увы.. Но если срочно не разделить коноплю и марихуану, то и Россия потеряет - в экономике, науке, производстве, развитии технологий, экологии, здоровье населения, и интерес к "запретному плоду" у молодежи подстегнет.
Ген. директор ГК "Коноплекс", Милена Александрова отметила, что: "неоднозначная репутация конопли и излишнее внимание некоторых ведомств к легальной продукции негативно сказывается на рынке". Поэтому: " Необходимо не только четко разграничивать понятия наркотической и безнаркотической промышленной конопли, но и проводить большую информационную работу с представителями госорганов, бизнесом и потребителями. Мы такую работу ведем совместно с Агропромышленной ассоциацией коноплеводов (АПАК), рассказываем о культуре, ее возможностях, сферах применения, полезных свойствах", подчеркивает руководитель ГК "Коноплекс".
На деле же, всем ведомствам - МСХ РФ, Минпромторгу, Минздраву, Минюсту, МВД, Госстандарту требовалось лишь согласовать общие термины, понятия, регламенты, привести к единству все подзаконные акты и внутренние инструкции. Если бы такая работа была проведена, у руководства компании Wildberries, отказавшейся от конопляных чаев, не возник бы вопрос: "Разрешены ли такие продукты питания для продажи в РФ?". Вообще, если пройтись по профильным поисковым запросам, то в Сети без проблем можно найти много "интересных и удивительных продуктов"с привязкой, например, к Рублевке, да и другим подобным местам!!!!
Впрочем, запрет - не самый эффективный метод. Намного правильней и надежней просвещать как потребителей, так и тех, кто производит или регулирует товары из конопли. Учиться нужно всем. Тем более, в таком мощно развивающеемся направлении, как конопляная индустрия. Площади, ассортимент товаров, научных открытий в мире в данном направлении увеличивается экспотенциально. И, например, Канада поставила задачу к 2030 году реализовать стратегию $ 1 billion hemp industry. А Европейская Ассоциация конопли четко обозначила, что "Конопля - это новая нефть!"
Поэтому сжигать коноплю - варварство. Пресекать нужно марихуану и продукты из нее.
А еще нужен диалог представителей законодательной власти, бизнеса, ведомств, науки, вузов, молодежных организаций. Только сообща можно отделить "мух от котлет".