IV Всероссийский отраслевой форум коноплеводов. 3
07.01.2021 - 812 просмотровНа тематической сессии: Конопля техническая в пищевой промышленности: производство, переработка, сбыт продукции были представлены научные данные и практический опыт российских предпринимателей, в том числе в ЗОЖ концепции.
Лисицын А. Н., д-р техн. наук, директор Всероссийского научно-исследовательского института жиров, отметил, что для получения высокого качества продукции передела важнейшее значение имеет техника, технология и сроки уборки урожая. Александр Николаевич предупредил, что, если произойдет нарушение структуры семян при уборке, транспортировке или сушке, при переработке неизбежно начнутся проблемы с белком и качеством масла. Это важно учитывать, поскольку покупая конопляное масло, потребитель платит за его состав – «полиненасыщенные кислоты, комплекс стеариновых и других уникальных кислот, в том числе используемых в противораковых препаратах.
Стеариновые кислоты (стериодонниковая кислота) в концентрации 0,004 мг/кг быстро впитываются в кожу, оказывая на нее благотворное влияние. Поэтому конопляное масло – ценный продукт для косметической и фармацевтической промышленности. Эфирные масла - еще один продукт для извлечения, ценный для парфюмерии.
Александр Николаевич подчеркнул, что жирнокислотный состав семян играет огромную роль. Однако при использовании старых технологий семена не рассматривались в качестве сырья для производства пищевого масла. Поэтому нужен новый специальный подход к переработке семян как льна, так и конопли. Например, недостаточная очистка сырья, повышенная температура и ее значительные колебания при сушке семян приводят к образованию полисахаридных камней и загрязнению масла. Поэтому для производства лечебных масел требуется своя агротехника и сельскохозяйственные машины.
Кроме того, для защиты от окисления должна применяться технология, в которой используется инертный газ, прессование происходит в присутствии СО2. Традиционное гидравлическое прессование не позволяет получить лечебное масло. Первый признак того, что применяется неправильная технология – формирование горечи. Именно ошибки технологии испортили репутацию льняному маслу. Решить технологические и технические проблемы одному бизнесу не под силу. Поэтому нужны совместные программы научно-практических исследований.
Второй важный компонент семян – белки. Сегодня, когда человечество сталкивается с такими агрессивными болезнями животных, как бешенство коров, свиной и птичий грипп, начинает развиваться сегмент производства мяса, молока, сыра, майонеза на основе растительных продуктов. КОВИД вызвал взрыв потребления такой продукции. Благодаря полноценному аминокислотному составу конопля среди растений имеет большое преимущество, в том числе, перед соей. Нужно учитывать глобальные тренды, в том числе перспективы использования глобулинов конопли.
Также нужно учитывать изменение климата и особенности формирования жирнокислотного состава масла. Например, чем севернее растет конопля, тем больше в нем ненасыщенных кислот. Поэтому наше конопляное масло должно быть не только на уровне, а лучше и, следовательно, дороже канадского. Для получения ценного конопляного масла требуется изменить подход к сортовому разнообразию. Нужно решать проблему продаж конопли не только на волокно, но и для направления – жиры/белки.
Кстати, сегодня цены на нишевые функциональные масла высокие: 1 кг масла из косточек малины – 60 тыс. руб/кг. Если цену позиционировать с учетом состава, доход от северной конопли будет даже при низкой урожайности зерна и среднем содержании масла.
Ильков Д. В., совладелец компании ООО «Медал» рассказал о производстве и пищевой ценности продуктов питания под брендом Коноплектика. Сейчас компания, локализованная в Челябинске, производит продукты питания (макаронные изделия, муку, коктейли) и косметические средства. Для разработки изделий проводится много экспериментов. Одно из недавних достижений – конопляное молоко без консервантов со сроком годности до 12 дней. Для промышленного производства требуются инвестиции на закупку оборудования в размере 15 млн. рублей
Дмитрий отметил, что есть сложности в продвижении макаронных изделий: на рынке обилие форм макаронных изделий и потребитель привык к светлым, глянцевым, стекловидным макаронам с пшеничным вкусом. Для решения этой проблемы необходимо большее число форм и специальное профессиональное оборудование для работы с конопляной массой. Типовое пищевое оборудование не подходит для производства конопляной продукции. Нужны полноценные технически и технологические исследования, популяризация и продвижение новых видов конопляной продукции
Сдерживают продажи конопляной продукции блокировка рекламных акций компании в Интернет из-за произвольной трактовки и толкования понятия «пропаганда наркотиков», поисковые системы Яндекс и Google блокируют товары по изображению растения. На маркет-плейсе мало специалистов, которые правильно понимают сегмент и ошибочно устанавливают категорию продукции. В результате тратится время на разблокировку. Это общая проблема всех, кто работает в сегменте продовольствия из конопли.
О видах пищевого использования конопли, рынках сбыта, стратегии продвижения обогащенной и функциональной конопляных пищевых продуктов ООО «Коноплекс». Сообщил директор подразделения Михаил Свиридов
В частности, Михаил представил виды выпускаемой продукции, рассказал о регионах и каналах продвижения продукции компании, причинах снижения продаж ожидаемых трендов на ближайшее время.
Сейчас, в условиях пандемии, падении доходов населения, низкой инфляции, розница составляет около 20% объема продаж. Если раньше покупатели готовы были платить за качество, был рост продаж в он-лайн, уделяли внимание качеству обслуживания, то сейчас основной фактор – экономия – покупки перешли в он-лайн. Тем не менее, компания уделяет внимание рыночной торговле в крупных городах, поскольку в 2021 году ожидаются перебои в цепочке поставок, продолжение снижение спроса и сокращение традиционной торговли, рост он-лайн каналов, слияние и поглощение на рынке сбыта, усиление локальных игроков.
Но КОВИД выявил и положительные тенденции: питание дома, потребитель стал ценить экономию времени, заботиться о здоровье, выросла цифровая грамотность населения.
Продолжение