О состоянии льняной отрасли России. 3
28.07.2020 - 1517 просмотров
Данная Доктрина очень сильно завязана на государство. Многое связано с решением Правительства, зависит от желания и понимания чиновников. Не получится так, как с Поручением Президента №79 от 20.01.2016, которое в ноябре прошлого года закрыли, не выполнив. Какие шаги необходимо сделать, чтобы это не повторилось?
- Гениальное, правильное поручение, в котором было четко заявлено, что необходимо «наращивать производство льноволокна в стратегических интересах государства». Это значимая часть предлагаемой Доктрины, где значимость льна определена в рамках сырьевой концепции. Поэтому важно отделить от нее псевдо-вопросы про комплексность переработки волокна, якобы непатриотичность продажи сырья, а не готовых изделии.
Только реализация льняной доктрины в последующем вытянет и текстильную отрасль. 22 млрд рублей позволят провести реновацию льноводства и разогнать его так, что через 5-7 лет восстановит мощность и текстильная промышленность, а страна через 10 лет оденет в лен весь мир и вернет себе монополию, которую она имела до революции и после нее.
А кто эту программу и расчеты готовил?
- Над Проектом работал коллектив авторов, в том числе, наш Институт демографии, миграции и регионального развития. Мы передали в Льняной союз данные для базового расчета, исходя из принципа: что для перевода отрасли на новую агротехнологическую платформу за расчетную единицу принимается типовой льно-агромодуль, в который входят современный льнозавод, обеспечиваемый сырьем хозяйствами с суммарной площадью посева льна-долгунца 1000 га и 2 000 га для соблюдения севооборота, например, кормовых трав, зерновых и овощей.
Бюджет Проекта предусматривает дальнейшее производство пряжи, тканей?
- В рамках льняной доктрины, которую, я уверен, примут до конца этого года, дальнейшая переработка не включена. Еще в начале века в стране было 107 льняных текстильных комбинатов, а сейчас и пяти не наберется. Поэтому привязывать сейчас глубокую переработку к ним сейчас не нужно. За основу Доктрины взято сырье – волокно, даже если оно пойдет на экспорт. Тем самым мы исключили ошибку, которая приводит к бесконечной игре «в футбол» между ведомствами: Минпромторг спрашивает – где сырье, а МСХ РФ – где сбыт? Нам нужно производить много сырья, а участники отрасли других государств, например, Китая, Индии, страны Юго-Восточной Азии смогут его переработать. И нам не нужно задумываться, где они возьмут деньги на увеличение количества своих льнокомбинатов.
А если они не будут покупать или предложат низкую цену?
- Сейчас закупка льноволокна несколько сократилась, и это понятно – КОВИД 19 резко ударил по мировому производству. Но к концу года все восстановится. Почти 100 китайских текстильных комбинатов, из которых 14 крупных льнокомбинатов, вновь начнут испытывать дефицит волокна - почти 300 тыс. тонн ежегодно. Его никто не может сейчас обеспечить. Поэтому вопрос о сбыте волокна не стоял и не стоит. Правда, при одном условии, что оно кондиционное и качественное: длинное трепаное волокно высокого (не меньше 12) номера.
МСХ РФ максимально защищает и содействует льноводам в получении качественного льноволокна. И чем больше льноводческих хозяйств, тем больше выход качественной продукции. И это стратегический вопрос, что льноводческих хозяйств должно быть много больше, чем сейчас?
- Я не согласен с Вами. Проблема не в том, чтобы было много тех, кто выращивает лен, а в том, чтобы льноводческие хозяйства могли гарантированно производить высококачественное кондиционное волокно экспортного качества. А много их или мало… это не главное.
В этой конфигурации участником должен стать Китай или другие импортеры.
- Почему? Совсем не обязательно. У нас в стране есть действующий текстильный бизнес, например, в Иваново, где сосредоточено 75% текстильной промышленности страны. Сейчас у предприятий начались стратегические проблемы с поставками хлопка, поэтому нужно, чтобы они переходили на лён.
Вы предлагаете, чтобы мы сохраняли статус сырьевой державы?
- Доктрина предусматривает мировую монополию на льноволокно. Не нужно рассматривать это в негативном свете. В 2001 году на совещании в Северо-Западном округе Леонид Йогман, первый заместитель губернатора Вологодской области, рассказывая о схеме работы предприятия «Вологодский текстиль», сетуя на то, что крестьяне региона не могут обеспечить текстильщиков качественным волокном, сказал, что сырье приходится покупать по высокой цене во Франции. Выходит, вдруг сообразил и сказал он: "Франция – сырьевой придаток Вологодской области".
Сегодня китайцы приезжают во Францию и просят волокно. Поэтому нет ничего страшного, если мы станем поставщиками, а не придатками Китая и Индии. К тому же, если мы научимся производить 60 тыс. тонн длинного кондиционного льноволокна к 2024 году, то сможем решить вопросы и дальнейшей его переработки, и банки будут охотно финансировать строительство льнокомбинатов. Поэтому для Льняной доктрины отсутствие льнокомбинатов - проблема несущественная.
Каков статус проекта? Можно ли считать, что политическая значимость Льняной доктрины такая же, как у проектов "Северный поток-2, Сила Сибири, Крымский мост"?
- На мой взгляд, Льняная доктрина в несколько раз сложнее и значимей, чем перечисленные проекты. Государство получит рабочие места, экспортное сырье, сотни миллиардов налоговых поступлений в бюджет, но, главное, вдохнет жизнь в Нечерноземье.
Юрий Васильевич! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Благодарим за очень нестандартный подход к решению вопроса возрождения отечественной льняной отрасли
Беседу вела Белопухова Юлия
фотографии предоставлены Ю.В. Крупновым