ПродЭкспо 25 лет
10.02.2018 - 1394 просмотра1993 год. Повальный дефицит товаров и денег. Повсюду слышна популярнейшая песенка «Три кусочека колбаски». И на этом фоне в ЦВК «Экспоцентр», тогда еще ЦВК на Красной Пресне стартует выставка продуктов питания. Она занимала практически один павильон, площадь которого была поделена между иностранными поставщиками продовольствия по шести тематикам:
- вино и напитки, в том числе «Зуко» и «Инвайт», запомнившиеся по слогану: «Просто добавь воды»;
- колбасы и копчения,
- сыры,
- конфеты и дессерты,
- эксклюзивные для того времени рыбные, овощные, фруктовые консервы
- свежие овощи и фрукты, преимущественно экзотические и для очень состоятельных российских потребителей.
Это была одна из первых выставок, организованных по высокому зарубежному стандарту: с длинноногими блондинками, ненавязчивой, как в пятизвездочных отелях, музыкой, дегустацией, раздачей образцов продукции и даже прямыми торгами. Сегодня таковых нет, поскольку теперь в основе долгосрочные договора. Это был первый серьезный опыт долгосрочных поставок продовольствия в торговые структуры, в том числе формирующиеся сети. Опыт обмена информацией (тогда Интернет только осваивал глобальные просторы), обечпечения рекламной поддержки, предоставления сертификатов и иных правовых документов.
Успех выставки был оглушительным и повлиял не только на сортимент люксовых магазинов: чтобы получить подъемную цену закупки, оптовые покупатели порой завышали объемы поставок, и часть продуктов оказывалась в других крупных городах и на розничных рынках Москвы. Так о продовольственных новинках узнавала и рядовая публика.
Год от года выставка набирала обороты: росло число экспонентов и посетителей, количество павильонов и выставочная площадь, расширялась тематическая линейка, появилась деловая программа. В «ПродЭкспо» все больше участвует российских производителей, а ситуацию на продовольственном рынке страны и в мире обсуждают ведущие отечественные экономисты и профильные ученые. Помимо товаров премиального сегмента выставка стала представлять лучшую продукцию для ежедневного потребления, в том числе - крупы, муку, растительное масло, соусы, пищевые ингредиенты (соль, пряности, сахар) и традиционные национальные пищевые изделия. Стали актуальны вопросы урегулирования международных стандартов качества продовольствия, решение проблем упаковки, оборудования для фасовки, хранения и логистики товаров, взаимодействия торговых сетей и поставщиков.
В 2013/ 2014 коммерческом году у выставки трицмф - по результатам международного выставочного аудита московской выставке «ПРОДЭКСПО» присваивают почетное наименование «Самая крупная выставка России по тематике «Продукты питания» в номинациях «Выставочная площадь», «Профессиональный интерес» и «Охват рынка». Но уже на следующий год, 2015 год, ее ожидали испытания на устойчивость и выживаемость: тогда участие в "ПродЭкспо" бойкотировали многие зарубежные партнеры. А некоторые представители ЕС, сидя за голыми бюро без выставочных образцов товаров, дегустаций и обсуждений, осторожно выглядывали из-за стеклянного полупрозрачного ограждения, расположенного в небольшой части зала павильона №2. Они надеялись увидеть крах "ПродЭкспо".
Однако на свободное место сразу пришли продавцы товаров из Казахстана, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Израиля, Турции, Ирана, Индии, Пакистана, Китая, Марокко, Южной Африки, стран Латинской Америки. Конечно, в тот год у выставки был особый колорит, с коврами, восточными красавицами, горами сладостей и умопомрачительными ароматами специй, кофе и чая. Важно и то, что именно тогда производителям продовольствия из Белоруссии и регионов России удалось из «золушек» стать полноценными участниками праздника еды.
Урок не прошел даром. В этом году на юбилейную международную выставку продуктов питания, напитков и сырья для их производства «ПродЭкспо 2018» съехались «коробейники» со всех уголков нашей планеты. Шумно и без намека на какие-либо санкции лилось вино в итальянских, французских секциях, пиво – в немецкой, оливковым маслом и макаронными изделиями хвалились итальянцы, испанцы и греки. В отдельном павильоне можно было отведать мороженное разных стран и регионов, купить свежайшую рыбу, мясо и птицу. В целом, в 25-й юбилейной выставке «ПродЭкспо» в 29 тематических салонах, на которых были представлены все категории продуктов питания и напитков, приняло участие свыше 2 340 производителей и поставщиков продуктов питания и напитков из 63 стран мира. И, если первую выставку можно было обойти за два-три часа, то четверть века спустя, на ознакомление только бакалейного сегмента требовалось три полноценных рабочих дня. И если в 1993 году о здоровом питании разговоров не было в принципе, то на прошедшей выставке явственно начала ощущаться конкуренция продукции со льном и коноплей, о которой речь пойдет в следующем материале.