Факты и цифры

Органические и зеленые бренды: ответ на глобальные вызовы

25.11.2019 - 1058 просмотров

В рамках выставки-ярмаки "ЭкоГород 2019 осень" прошло Пленарное заседание «Органические  и зеленые бренды: ответ на глобальные вызовы", организованное  «Роскачество» и «ЭкогородЭкспо».

 

 

Руководитель Автономной некоммерческой организации «Российская система качества», Максим Александрович Протасов, отметил, что устойчивое развитие мира базируется на ликвидации бедности, голода, обеспечении населения доступным здравоохранением, достойной работой, доступной и чистой энергией, создании условий для экономического роста, рационального использования ресурсов океана и экосистем суши, реализации мер по борьбе с изменением климата. Принципы органического хозяйствования помимо выше изложенного включают решение вопросов экологии, справедливости и заботы.

 

М. Протасов обратил внимание слушателей, что сейчас мы находимся в переходном периоде. В 2018 году завершился этап, на котором стояла задача достичь уровня продовольственной безопасности (Доктрина продовольственной безопасности РФ). Сейчас поставлена задача достичь уровня производства, при котором  население будет не только обеспечене собственным продовольствием, но  его качество позволит обеспечить здоровье и рост народонаселения.

 

Второй этап можно решить двумя способами хозяйствования на земле:

- применение  умного и точного биологизированного  сельского хозяйства

 - использование органического типа сельского хозяйства.  В основе регулирования органического производства – стандартизация.

 

 

В соответствии с Поручением Президента РФ от 27.02.2019  N ПР-294 и Поручением Правительства РФ от 01. 07. 2019  было введено понятие защищенный бренд «зеленой продукции». Для его реализации был разработан проект федерального закона, создан образ знака «зеленого бренда», технический комитет и разрабатываются шесть ГОСТов. Докладчик сообщил, что такая система органической сертификации уже введена в 18 странах.

 

В России аккредитация лабораторий и органов сертификации зеленых брендов только начата. Пока на краткосрочных курсах в Тимирязевке  (РГАУ-МСХА им. Тимирязева) подготовлена небольшая группа специалистов, чего явно недостаточно. Также требуется развитие органов сертификации на базе региональных филиалов  Россельхозцентра. Пока лишь аккредитована одна лаборатория – в Воронежской области. То есть, внутренняя сертификация российских сельхозпроизводителей ограничена.

 

Другая трудность - взаимопризнание сертификатов, без которой невозможна международная торговля органической продукцией. В 2019 году в мире сертифицировано 2,9 млн. производителей органической продукции в 178 странах. Проработка взаимного признания сертификатов пока тоже еще не завершена. Поскольку закон вступит в силу в январе следующего года, необходимо  принять меры, которые позволят реализацию органической продукции, созданной в нашей стране и импортируемой из-за рубежа. Кроме того, для развития органического сельского хозяйства  отечественным  производителям органической продукции необходима поддержка на международных выставках и поддержка экспорта товаров из списка «зеленых брендов».

 

 

Также необходима структура для продвижения «органических и зеленых брендов» и защиты от «greenwoshing». Введение государственного регулирования должно решить проблему гринвошинга и мимикрии обычной продукции под органическую. В настоящий момент эту задачу выполняет Роскачество, который предоставляет достоверную информацию, содействует честной конкуренции, поддерживает портал, на котором покупатели могут получить информацию о рынке органической продукции. Рынок «органики» молодой», но растущий. В текущем году он составил 90 млрд. долларов

 

    

 

Наталья Соколова, представитель Россельхознадзора обратила внимание участников на проблему  низкого доверия к результатам исследований российских экспертов, и слишком завышенного – к зарубежным сертификатам. Однако российские фермеры предпочитают дорогостоющую зарубежную аккредитацию.  В отечественных лабораториях продукция проходит исследования на безопасность и подтверждение органического происхождения. При этом российские лаборатории  качественно тестируют  продукты на 200 показателей, включая пестициды, тяжелые металлы, микотоксины, агрохимикаты, также специалисты,  которые проводят  хроматографические исследования, подтвердили свою компетенцию в зарубежных центрах.

 

  

 

Беляков Сергей Юрьевич, председатель правления Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) сообщил, что ВЦИОМ констатирует тренд на новый, здоровый тип питания, в том числе спрос на органическую продукцию: 60% респондентов опросов готово ее покупать, 28% предпочитают фермерские продукты, 22% - эко и биопродукты. И бизнес должен его удовлетворять. Пока же ситуация такова: прогнозируется, что в 2020 году в мире органической продукции будет реализовано на 143 млрд евро, в России же даже через пять лет этот показатель сможет достичь лишь 4,5 млрд долларов. Отстает наша страна и по площади, занятой органическим сельским хозяйством:  в Австралии  она составляет 18,7 млн.га, в Аргентине - 3 млн га, в США - 2 млн.га, а в России - всего 290 тыс. га (11 % от всей площади сельхозземель).

 

При этом в Российской Федерации аккредитовано 100 органических предприятий, из них 85 сельскохозяйственных, а в мире таковых действует 3 млн, в том числе: 835  тыс. – в Индии, 210 тыс – в Мексике,  24 тыс – в Германии, 2,5тыс – в  Литве.

Во всем мире производителям органической продукции оказывается значительная государственная помощь,  в большинстве стран действует система транспарентности и унификации результатов анализов. Важную роль играет и общественный контроль лабораторий.

 

  

 

Полина Мурашова (компания «Глобус»)  рассказала на примере своей компании о формировании ассортимента ритейла органической продукции.

 

  

 

Олег Мироненко, исполнительный директор Национального Органического союза, посетовал, что Закон вступит в силу 02.01.2020 года. До этого времени согласование и взаимопризнание сертификатов еще не будет завершено, российская система сертификации тоже пока действует фрагментарно.  Полноценно функционирует лишь одна лаборатория – в Воронежской области. Поэтому МСХ РФ нужно предусмотреть временные правила, которые будут действовать первую половину следующего года. Иначе  у производителей органической продукции возникнут трудности с реализацией. 

 

  

 

Подробный доклад об органическом сельскохозяйственном производстве сделал Сергей Коршунов, председатель Правления Союза органического земледелия, к.п.н член Общественного совета Минсельхоза. 

 

 

С. Коршунов отметил, что сертифицировать органическую продукцию имеет право только Россельхозцентр, и это касается лишь продукции растениеводства. Кроме того, к "органике" очень разное отношение руководителей регионов . Лучше всего органическое сельское хозяйство развивается в Томской области. Этот регион – лидер по объемам продукции, площади земель и единственный российский экспортер органической продукции, в том числе льна масличного. Производители области, прошедшие сертификацию получают несвязную погектарную поддержку.

 

В Воронежской области фермеры –органики получают информационно-методическую поддержку и финансовую поддержку страхования рисков, возникающих при органическом производстве. В Белгородском регионе производители органической сельскохозяйственной продукции получают субсидию на компенсацию сертификационных затрат. Компенсацию затрат на проведение добровольной сертификации также осуществляют в Краснодарском крае.

 

Для улучшения ситуации дкладчик рекомендует:

 

  

 

Союз органического земледелия активно содействует развитию органического типа земледелия:

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: