Факты и цифры

Льняные смыслы слова Полотно

12.06.2016 - 4372 просмотра

В русском языке слово «полотно» имеет несколько смыслов. Однако все они изначально связаны с льняной тканью. Не верите? Приводим доказательства:

 

Начнем с классики –в толковых словарях Даля и  Ожегова  слово «Полотно» (а́; мн. поло́тна, -тен, -тнам; ср) означает «гладкую льняную или хлопчатобумажную ткань, у которой каждая нить основы переплетается с каждой нитью утка». Однако хлопчатобумажная ткань в нашей стране получила широкое распространение лишь во второй половине 18 века (ситцы бумазею привозили, но производства этих тканей не было),  оставляем первоначальную – традиционную для России материю - льняную. Льняное полотно было суровым (грубое, небеленое) и голландским (тонкая беленая ткань, которую первыми начали производить  голландцы).

 

Так как льняное полотно расстилали на земле, чтобы отбелить, возникли выражения – побледнеть, как полотно, белый как полотно. И даже снег, когда он только покрывал землю, сравнивали с льняным полотном (снег лег полотном….).

 

Прочная льняная ткань использовалась в оснастке кораблей. Отсюда и смысл слова «плотно»  означающий – парус  - кусок ткани прямоугольной или трапециевидной формы, который тянет корабль по направлению ветра («С каждой минутой ветер крепчал, свистел в мачтах и снастях, рвал полотнища...).

 

Первые русские стяги (кусок льняной материи, закреплённой с одного края и висящей свободно) и другие отличительные войсковые знаки   тоже шили из льняного полотна. Поэтому в армии и на флоте знамя также называют полотнищем («Не сводя с корабля глаз, он стоял возле своего флага, и легкий ветер развевал черное полотнище над головою»). С «флага» значение перекочевало и полотнище парашюта.

 

Изначально головной убор русской девушки представлял  простую повязку - льняную ленту, которая сохранилась в расшитых жемчугом и золотой нитью головных уборах (кокошниках и киках) в виде их основы. Ленту вплетали в  девичью косу, цветной длинной полоской льняного полотна также украшали рубахи. Теперь длинную, узкую полосу из любого материала в каком-либо механизме или техническом устройстве называют лентой, а широкую  ленту (комбайна, конвейера, пилы, косы, ножа) – полотном.

 

Во время венчальной церемонии под ноги молодым стелили белый льняной домотканый половик  или рушник - символическую дорогу, по которой новая семья крепко и уверенно войдут в новую жизнь. Полотно символизировало облако, поднимающееся в небеса, где  жениха и невесту благословляют и скрепляют священными узами брака.

 

С глубины веков  сохранился обычай встречать дорогих гостей на ковровой дорожке. Но когда-то полотно половика было льняным.    Отсюда произошел перенос смысла «полотно» на покрытие дороги, моста (дорожное полотно, полотно шоссе, железнодорожное полотно). А так как в прошлом главными путями  в нашей стране были реки и гости прибывали именно по ним, то ровную гладкую блестящую поверхность реки тоже называют полотном или лентой.  

 

С давних времен люди старались отгородить свое личное пространство от излишнего света, холода, жары, сырости, чужих взглядов и незваных гостей. Вход закрывали шкурами животных, камышовыми или соломенными матами. Так возникли двери.

Когда же научились ткать ткани, дверные проемы стали занавешивать материей. Одной из первых тканей в Древнем мире было льняное полотно. Теперь полотно двери делают из дерева, металла, пластика, стекла… Поскольку вход на усадьбу закрывали воротами, то у ворот тоже есть полотно.

 

Кстати:  слово «дверь», родившееся почти три тысячи лет назад в Египте, означало «разделить пространство».

 

 

 

Обилие льняных посевов  и техническая революция в производстве тканей позволила производить много льняного полотна и льняного масла. Это позволило живописцам постепенно уйти от использования досок: их производство досок было регламентировано, стоили они дорого и не позволяли писать картины большого размера. Спрос же на живопись к середине XV  в. очень вырос. Художники в основном использовали льняные холсты.  Поэтому слово «полотно» получило еще один смысл – «картина», или художественное полотно. Поэтому нас не удивляет, когда говорят: «выставка лучших полотен художников», «..лица глядят с полотен», «просятся на холст…», «выразительное, запоминающееся полотно», «уничтожили (сохранили, восстановили) полотно…»)

 

Кстати: Льняной холст изготавливается из пряжи, получаемой из льняного волокна. Оно имеет сероватый и желтоватый цвет, обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям. Длинное льняное волокно дает  ровную по толщине нить. И ткань из такой пряжи получается ровной. Она в меньшей степени, чем другие натуральные ткани, подвержена структурным изменениям, вызываемым внешними физико-механическими воздействиями. Поэтому льняные ткани сохраняют первоначальную фактуру (зернистость), что важно для живописи. Раньше использовали и пеньковый холст (из пряжи, изготовленной из волокна конопли). По прочности он был равен льняному холсту, но имел серо-белый и зеленоватый оттенок. В настоящее время пеньковые холсты для живописи не выпускаются.

 

Поскольку художник отображает на холсте окружающий мир или представление о нем, то слово «полотно» приобрело более широкий смысл, означающий любое произведение искусства: литературного (историческое полотно романа,) музыкального (полотно пьесы, симфоническое полотно), кино (полотно фильма…).

 

 

Кстати: самая большая картина (холст, полотно) в Третьяковке, созданной на «льняные деньги»  - полотно Александра Андреевича Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу».  Для нее специально пристроили зал к основному зданию галереи в Лаврушинском переулке.

 

 

Самая большая картина в истории искусства Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской» хранится в Лувре. За основу взят библейский сюжет, когда Христос на свадебном пиршестве превращает воду в вино по просьбе своей матери. На картине поместилось 130 фигур, среди которых современники выделяли видных деятелей того времени: Карл V, Франциск I, Сулейман Великолепный.  

 

 

 

В  Рейксмузеум (Амстердам) можно увидеть еще одно большое известное полотно  - картину Рембрандта «Ночной дозор»  на холсте размером 359х 438 см.

 

 

В Национальной картинной галерее имени И.К. Айвазовского  (Крым) находится самое большое полотно мастера - картина «Среди волн» ( 282х425 см)

 

 

Источники: www.uznayvse.ru 

                      http://www.drawschool.ru

                      https://ru.wikipedia.org/wiki

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Ноябрь. Ч.4
22.11.2024

События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...

Pharmtech & Ingredients
21.11.2024

Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...

Совершенствование системы агрострахования
20.11.2024

Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: