Лён 49-ой ярмарки Текстильлегпром
01.09.2017 - 2275 просмотровВ последнюю неделю августа на ВДНХ проходила 49 ярмарка «Текстильлегпром»* – это уникальная профессиональная экспозиция международного уровня для демонстрации достижений и возможностей рынка текстильной и легкой промышленности и смежных производств. Свою продукцию в павильонах № 69 и № 75 ВДНХ, на площади 42 000 кв. метров представили более 2 000 компаний из 30 стран мира.
Но, если количество представителей фэшн-индустрии и смежных отраслей остается на ярмарке практически неизменным последние годы, то их географическая локализация все больше смещается в Азию, где главное текстильное растение - хлопок. В сезоне 2017-2018 наш собственный текстильный рынок будет биться за покупателя с компаниями Узбекистана, Турции, Китая, и впервые приехавшими на мероприятие крупнейшими производителями текстиля из Индии и Пакистана. Условия изначально неравные: в этих странах более дешевые трудовые ресурсы, сырье и, соответственно, выпускаемые изделия. А с точки зрения логистики, доставка товаров на Урал и в Сибирь из этих стран и предприятий европейской части России практически одинаковая по стоимости и времени. То есть, мы сами перекрываем дорогу не только отечественным предприятиям легкой промышленнности, но и нашим традиционным прядильным культурам - льну и конопле.
Влияние Паназиатского региона проявляется и в ментальном характере: ткани отличаются яркой, многокрасочной палитрой, своеобразным рисунком, обилием декоративных элементов. Более броские товары, естественно, имеют больше шансов быть приобретенными байерами. В противоположность им отечественные компании предлагают ткани, кожу, фурнитуру преимущественно спокойных натуральных цветов, лаконичную графику и четкость конструкций изделий, ненавязчиво подчеркивающих женственность или мужественность моделей одежды. Впрочем, проникновение восточной традиции на российский рынок способствует зарождению новых технологий и дизайнерских направлений. Это наглядно продемонстрировал показ конкурса на соискание Премии «Мода России».
Другая, четко прослеживаемая особенность 49-й ярмарки – глобальная победа полиэфирных и полиамидных волокон. Более того, учитывая потребность россиян носить натуральное, «химики» стали производить синтетические ткани «под хлопок, под шерсть, под лен».
Внешне такую продукцию не отличить от произведенной из натурального волокна. Это, конечно, дает возможность создать за небольшие деньги имидж успешного человека, заботящегося о своем здоровье. Но стоит взять изделие в руку: факт «подделки льна» станет очевидным - искусственный материал, конечно, легче, тоньше, но «чужой» для кожи, не создает домашнего тепла, уюта, комфорта. Долго в такой одежде неприятно, да, и вредно находиться.
Причины ухода с рынка 100% натуральных тканей многочисленны. Полимерные волокна стабильны по физико-химическим показателям. Их всегда можно произвести «под заказ», в любое время года и любом количестве. Их сортимент разнообразен, позволяет создавать самые разные виды и типы тканого и нетканого текстиля. Синтетические материалы обладают массой уникальных возможностей – широкий диапазон прядения и ткачества, окраски, нанесения принтов, и вариантов использования (домашний текстиль, верхняя и нижняя мужская, детская, женская одежда, легкое платье, на любую погоду, время года и вид деятельности).
При этом материал получается более дешевым, легким, прочным, удобным для конструирования, пошива и эксплуатации одежды. Существенно и то, что почти все современное оборудование - ткацкие станки, вязальные, швейные машины, оборудование для обработки швов и срезов, нанесения рисунка, вышивки, пропиток, предпродажной подготовки -ориентировано на смесовые и синтетические ткани. Кстати, многое из представленной техники можно было опробовать непосредственно на выставке.
Только по двум, но существенным составляющим, «синтетика» сильно уступает изделиям из натуральных волокон: не дотягивает до санитарно-гигиенических показателей и плохо разлагается, угрожая тем самым, экологии окружающей нас среды. И это позволяет «натуралам» удерживать позиции. Вот и льняной сегмент, хотя и слабее, чем год назад, но все же был представлен на ярмарке.
Льняная пряжа «Кудель» (ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова, С-Петербург)
Обувной утеплитель (Компания OLDOS)
Тентовый и баннерный материал (Фирма «Ручайка», г. Кобрин, Р. Беларусь)
Льняные и полульняные брезентовые материалы с антипиролизными пропитками и против гниения (Владимирская обл., г. Вязники).
Льняные антибактериальные носки (московская чулочно-носочная носочная фабрика Статус Плюс)
"Санталино" текстиль для дома; «Лента», Беларусь, Могилев (льняные скатерти, кружево);
Блакiт, Беларусь; магазин "Лен", г. Иваново; Apex undustry, Китай
Костромская фирма «Синий лен» уже осознала проблемы реализации монохромной продукции. Теперь в ее сортименте есть изделия с изумрудной, брусничной, малиновой, голубой и желтой окраской
Традиционно льняной регион - Тверскую область представляли «Тверские узоры» ( традиционные столовые и кухонные принадлежности и женскую одежду со стилизованными этноузорами) и фабрика «Торжокские золотошвеи», которая не только представила новую коллекцию льняной одежды марки “TiZetta” , но приняла участие в показе байерских коллекций.
Третья причина кроется в самом льне. В России - это очень лаконичный материал, с ограниченной линейкой плотности и типу плетения нити, преимущественно - однотонный, монохромный. А с нашим свинцово-серым пейзажем, наблюдаемым большую часть года, хочется яркого и радостного.
Продукция же, представленная на ярмарке, да и не только на ней, позиционирует лен как технический либо национально-фольклорный материал: льняные изделия консервативны по дизайну, производятся преимущественно предприятиями народных промыслов, по традиционным лекалам, отражающим сугубо национальный характер изделий.
В итоге на прилавках магазинов покупатели видят лишь товары типа: лен–трудяга, лен-скромник, лен-моралист, лен-ряженый. Исключение – фабрика «Торжокские золотошвеи», кардинально изменившая подход к льняным изделиям.
Но, в целом, изделия изо льна формируют очень узкий и специфический сегмент рынка. Такой продукции, да еще не дешевой, много не требуется. Поэтому-то и спрос на льняное сырье у Минпромторга небольшой. Ведь если ткани и изделия из них не востребованы, то зачем заказывать льняное волокно?
Есть ли выход и перспективы? Безусловно, и главная скрипка здесь - промышленники, а не аграрии...
Первый – увеличить сортимент пряжи и тканей за счет разработки и создания смесовых нитей, в том числе с полимерными материалами, котонизации и наноструктуризации льяного волокна, внедрения современных технологичных красителей для льняной пряжи, новых типов плетения полотна, производства нетканых материалов. Почему бы этим не заняться Российскому Государственному университету им. А.Н. Косыгина, в состав которого входят Текстильный институт и Технологический институт легкой промышленности?
Второй – создавать не только исторические реплики и фольклорную одежду, но и актуальные модели и предметы интерьера. Чтобы лен привлекал аудиторию, стал, массовым текстильным материалом, дизайнеры должны создать нечто необычное, притягивающее и радующее глаз, с оригинальной фактурой и современным дизайном.
Третий - формировать спрос на льняные изделия. И это задача для гуманитарной интеллигенции и маркетологов.
Хочется верить, что среди молодых текстильщиков, технологов, дизайнеров и конструкторов изделий найдутся те, кто сможет предложить свои решения спасения русского льна.
------
* Организаторы выставочного мероприятия - ПАО «Рослегпром», ООО «РЛП-Ярмарка», АО «Tекстильэкспо», Национальная ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности. Ярмарки проводятся при официальной поддержке Правительства РФ, Минпромторга РФ, Минэкономразвития РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российского союза товаропроизводителей, под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ, МТПП, при участии АО «ВДНХ» и ОАО Оргтехцентр «Интероптторг».