Обряды на посев конопли
04.05.2021 - 1024 просмотраПосевная, посевная… В этом году из-за погоды она идет трудно. Хоть к заклинаниям, заговорам или магическим обрядам прибегай. А их в стародавние времена было много. Наши предшественники от климатических превратностей еще больше страдали. Потому примет на посев конопли создали множество. Шутки шутками, а если выручит и сегодня… Итак - ловите…
Коноплю также сеяли мужчины. Выбирали человека с густыми волосами и бородой. Он надевал штаны из конопляного полотна. После сева эти штаны вешали в амбаре на высокий крюк, чтобы конопля заполнила амбар на такую же высоту. Штаны оставались висеть, пока вся конопля не была собрана в амбар.
Однако в Сербии эту работу выполняли женщины. Посев конопли совпадал с одним из весенних праздников. Сербы сеяли на Алексея Теплого (17 -30.III): "Теплый Лексей, конопельки посей. Лексею, Лексею, я на тебе конопель насею"; На Юрьев день, на Иеремию (Босния); В окрестностях Левач и Темнич запрещалось сеять коноплю на Страстной неделе, так как считалось, что тот, кто будет носить одежду из такой конопли, может заболеть тифом, эпилепсией, или град побьет посевы конопли. Перед севом они бросали горсть семян между ног сзади — от птиц и от сглаза, а после сева обегали поле три раза, зажмурившись.
В Словакии, в Гонте, верили, что конопля, посеянная женщиной, давала более качественное волокно. В Словакии конопель сеяли в день св. Софии (15.V) и в день св. Константина (3.VІ). Делали это молча, сняв шапку и босиком, чтобы трава повилика не оплетала стебли конопли и не ломала их; Чтобы конопля росла высокой, семена конопли несли на плече и при севе подпрыгивали. Перед посевом готовили на поле яичницу. А чтобы конопля уродилась густой, тонковолокнистой, после сева подбрасывали вверх полотно.
В Чешской Моравии для этого подбрасывали гребень
На Полтавщине(Украина) коноплю сеяли на пятой или седьмой неделе Великого поста. Причем на Проводной (Фоминой) неделе ее сеяли на пряжу, а в Клечальную субботу перед Троицей — на семена. Избегали сеять перед Вознесением, особенно в крестовые дни - понедельник, вторник и среду, так как конопля будет расти криво, неизвестно как; на вербную неделю -"бо будет ликовата, як верба" и шестой неделе после Пасхи: "На Вшести не можна сиять конопель — будут жерстки". Непосредственно у края поля варили яйца. Их съедали и скорлупу в день посева разбрасывали по коноплянику, приговаривая: "Роды, Боже, конопли билы, як яйца!", чтобы конопля была мягкой, желтой, как воск. Под Черниговом и Житомиром посев старались проводить без скопления народа: посеянная конопля не взойдет. На Житомирщине, закончив сев, выпивали сырое яйцо, чтобы воробьи "не пили" семена конопли. В Закарпатье знахарь, голый, в полночь с заклинаниями трижды обходил засеянное поле, тянул за собой ветку терновника, чтобы преградить путь нечистой силе.
На Гомельщине, в Белоруссии перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. Если через две недели конопля не всходила, на нее пытались воздействовать битьем розгами, выгоняя из нее "упырь" (упорство). В Витебской губернии, посеяв коноплю, от сглаза переворачивали борону вверх зубьями. При этом девушки в окрестностях Полоцка вставали с распущенными волосами среди пашни, где сеяли коноплю, чтобы ее "запахали коноплей" и у нее были длинные здоровые волосы.
В России также не рекомендовалось сеять коноплю на вербную неделю. Сеяли коноплю перед восходом солнца, вечером либо после обеда, в тихую погоду, без сильного дождя и ветра. Работали всей общиной, сообща, в один день - в понедельник либо субботу - как первый и последний день, среду - как "женский" либо четверг - как "легкий" день.
В Забайкалье посев проводили с завязанными глазами, иначе воробьи поклюют семена. А в южных губерниях России в этот день нельзя было здороваться и отвечать на приветствие, "ломать шапки", иначе конопля на поле будет гнуться и ломаться.
Чтобы волокно конопли получилось белым, а семена крупными практически все славянские народы (сербы, белорусы, украинцы, поляки, русские, словаки) в короб с семенами клали куриные или утиные яйца по числу сеятелей. Их подбрасывали, после чего сеятель съедал яйцо (в Сибири – несколько штук), а три из оставшихся - закапывали до посева, и одно – после. Через три дня их доставали, на их место втыкали три прута белой вербы, связанных красной ниткой, яйца съедали, а скорлупу разбрасывали по коноплянику, чтобы обезопасить его от кротов, а стебли конопли не ломались и не падали. Кроме того, на Полесье во время сева держали в зубах ветку вербы и сеяли из частого решета, в котором лежало вареное яйцо. В семена же клали свечи и хлебные "кресты", испеченные в Средопостье.