Конопля в январских обрядах славян
04.01.2022 - 999 просмотровВо время многих календарных праздников славяне совершали обряды, способствующие росту высокой и чистой конопли, а сама конопля использовалась в качестве оберега и средства, способствующего продолжению рода.
СОЧЕЛЬНИК
Чтобы конопля выросла высокой, волокно у нее было длинное, в сербских деревнях в Сочельник было принято, чтобы хозяин, внося бадняк*, поднимал его вверх со словами: "Чтобы такая выросла конопля!"или "Такая конопля и такие хлеба в этом году!"
В Словакии и Сербии хозяйка или группа девушек произносили для конопли специальные приговоры (часто в виде ритуального диалога). При этом они совершали магические действия: подпрыгивали (чем выше, тем лучше), иногда перед печкой, перепрыгивали через колоды, лавки, пояса; прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы; забрасывали правый лапоть с ноги полазника на чердак; женщины катались с гор на санях. На Черниговщине, если в этот день приходилось давать иголку взаймы, то обязательно - с длинной ниткой.
В Сочельник в Малороссии ели гречневую кашу с конопляным молоком, постное блюдо из конопляного семени, а в Силезии - похлебку из семени конопли, с засыпанной молотой ячневой крупой и употребляемой с гречневой кашей, которая охраняла от чесотки и чирьев. В Полесье приглашали Мороз на кутью: "Хадзі, марозька, куцця смачная, с канапелькамі!".
РОЖДЕСТВО
В Сербии конопляное семя добавляли в рождественский хлеб крачун. Женщины в Закарптаских деревнях обвязывали рождественский хлеб крачун жгутом из конопли или льна, а колядников забрасывали снежками, чтобы конопля выросла большой и с крупными семенами. В Черногории полазника посыпали семенами конопли и в каждом доме женщины и девушки одаривали его пасмом конопли, навешивали ему коноплю на шею и руки. В Болгарии и Сербии полазнику давали калач, опоясанный пасмом конопли.
На следующий день после Рождества по деревням ходили ряженые. Они часто использовали коноплю для своего убранства: подпоясывались жгутом конопли, делали волосы из пакли, носили конопляную кудель на палке
НОВЫЙ ГОД
Бадняк в Сербии кидали в первый день года на поле под коноплю. На Житомирщине, чтобы летом птицы не клевали в поле коноплю, в новогодний вечер пекли или варили воробьев.
Повсеместно в период от Рождества до Нового года нельзя было чесать лен и коноплю — скот ослепнет.
--------
*бадняк – бог, воплощенный в рождественском полене, ветке или пне, сжигаемых южными славянами в Сочельник
** полазник
События прошедшей недели свидетельствуют о росте внимания к конопле и льну как к источникам пи...
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...