Лён в английской одежде позднего Средневековья (XVв)
19.12.2024 - 104 просмотраDave Kay (Дейв Кей)
MEDIAEVAL CLOTH CLOTH TYPES IN THE LATE 15TH CENTURY BY DAVE KEY (Типы тканей в Позднем Средневековье (XVв), 2000 г, Dragons №10. Фрагменты: Лён в английской одежде позднего Средневековья (XVв)
(автоматизированный перевод)
До второй половины XV века одежда в Англии и континентальной Европе была схожей, однако потом произошло стремительное развитие текстильного производства и промышленности.
Все социальные слои автор условно разделил на низшие, средние и высшие. Низший слой включал рабочих, работников сельского хозяйства, бедных ремесленников и йоменов. Средний класс состоял из зажиточных йоменов и ремесленнников, а также джентльменах, чей годовой доход составлял более 40 фунтов. Высший слой был представлен дворянством. Слуги в данной системе не учтены, так как одежда слуг обычно отражала общественное и финансовое положение владельца дома
и положение в доме самих слуг.
Одежда, в первую очередь использованные материалы, регламентировалась законодательством о расходах, позволявшим хозяевам одевать некоторых слуг в одежду, лишь на один ранг уступавшую положению самих хозяев. Так, эсквайры королевского двора находились на одном уровне с рыцарями, а прочий командный состав королевского двора обладал теми же привилегиями, что эсквайры и джентльмены.
Так как одежда была основным внешним показателем социальной иерархии, то были приняты специальные законы, например, «Законы о Роскоши» (Acts of Apparel) Эдуарда IV, изданные в 1463 и 1483 годах. «Закон о Роскоши» – это не
руководство о том какую одежду носить, а документ о том, что считать нормой и как различать членов разных слоев общества по их внешнему виду.
Экономические и социальные факторы всегда оказывали влияние на то, как одевались различные социальные слои. Потребность сбалансировать практичность с тратами на различные веянья моды, наложили отпечаток на все слои, начиная с рабочего класса и заканчивая дворянством. Каждая общественная группа имела свой собственный индивидуальный стиль. Все это также отразилось на качестве и видах льняных тканей
Льняные ткани обычно имели полотняное переплетение, были различного качества, часто отбеливались. Хотя по определению льняная ткань сделана изо льна, нет четкого документа, как значение данного термина перешло для обозначения одежды из конопляного полотна. Льняные и конопляные ткани производились в большом количестве. Их использовали для шитья нижнего белья (мужские бре и камизы, женские камизы) и другой одежды. Лён очень редко использовался для внешней отделки на других видах одежды (например, дублетах) и редко, так как плохо окрашивается натуральными красками, окрашивался. Тем не менее, в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лён.
Хотя в Англии и Ирландии была развита льняная промышленность, самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции. Стандартная ширина льна обычно составляла 1 фламандский локоть (27 дюймов – 68,5 см). Английский и ирландский лён были шириной 45 дюймов – 114 см (1 английский локоть шириной).
К XV веку лён перестает фигурировать в Законах о Роскоши, которые регламентировали ширину полотна различных типов ткани. Тем не менее, в домашней книге расходов Джона Говарда упоминается лён шириной 1 фламандский локоть, а рядом с ними фигурирует еще один лён шириной в локоть (английский). Предполагается, что таким образом обозначена разница между этими мерами длины.*
Документы сообщают о следующих видах льняных тканей второй половины XV века:
Холст (canvas) – ширина 27 дюймов – 68,7 см, 3-4 пенса за эль, 0,8-1 пенс за четверть. Грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная применялись для хозяйственных нужд. Об этом свидетельствуют записи:
(1417) J.Dernell in Nrf.Archaeol.15 130: Item for v 3erdis canwase x d. (За 5 ярдов холста 10 пенсов).
(1446) Will York in Sur.Soc.45 102: De canvas pokez, vj d.(..).De j poke, iiij d. (Из архива завещаний города Йорка: сумки (мешки) из холста 6 пенсов. (…) За 1 сумку (мешок) 4 пенса.)
Бак(е)рам (buckram) – ткань шириной 27 дюймов (68,7 см) оценивалась в 5-6 пенсов за эль, 1,3-1,6 пенсов за четверть. Это жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.
Из письма Маргарет Пастон Джону Пастону, 1449 г: "I may haue hem as hastyly as ȝe may, and þat ȝe wyll vowchesave to bey a pese of blak bukram for to lyn wyth a gown for me. I xuld bey me a murrey gown to gon in this somer, and leyn in the kolere the satyn þat E ȝeve me for an hodde, and I kan gettyn non gode bokeram jn þis town to lyn it wyth" (Маргарет просит мужа купить кусок черного "бакерама" чтобы подбить гоун и жалуется, что она должна бы уже себе купить темно лиловый гоун, чтобы носить летом и отделать ворот атласом, который он уже ей прислал, а вот хорошего "бакерама" на подкладку в этом городе она достать не может).
Лён (linen) — ширина 27 дюймов(68,7 см) стоил 4+ пенса за эль, 1 пенс за четверть. Так называли льняное полотно среднего качества.
(1461) Paston 2.257: With the weche money I haue bought lenen clothe for schetes, schertes, and smokkes. (Из счетов Пастонов: «На эти деньги я купил льняное полотно на простыни, рубашки (мужские и женские)».
Лон (laun) – высококачественный сорт льняного белого полотна. Упоминается в источниках как белый лён для нижнего и постельного белья, головных уборов.
(1446) Will York in Sur.Soc.45 101: De v plite laune, pret. le plyte vj d. (Из завещаний города Йорка: 5 отрезов лона, цена за отрез 6 пенсов.)
(1450) Gener (1) (Mrg M 876) 286: «Shetes of lawn, white as mylk. (Простыни из льна, белого как молоко).
(1466) Acc.Howard in RC 57 359: «For vj plyte and di. of lawne for shertes, x s. x d. (Из счетов Говардов: за 6 отрезов и (…) лона для рубашек, 10 шиллингов и 10 пенсов.)
Полотно (holland) — это простой лен высочайшего качества с шириной 27 дюймов (68,7 см) в среднем продавался по 7-12 пенсов за эль, 1,9-3,2 пенса за четверть, но иногда полотно стоило существенно дороже.
(1464) Acc. Howard in RC 57 281: «My mastyr payd ffor iij ellys of fyn Holond for a shyrt for hym sellfe, iiij s. vj d. (Из счетов Джона Говарда: «Мой господин заплатил за 3 локтя голландского полотна на изготовление своей рубашки 4 шиллинга 6 пенсов).
(1465) Paston 4. 202: «A fyne kerchy of fyne Holond cloth. (Хороший платок из тонкого голландского полотна).
(1470) Stonor Suppl. 9: Item, for ix ell. and a half of holond cloth, price the elle x d. (За 9 локтей с половиной голландского полотна, цена за локоть 10 пенсов.)
(1466) Acc.Howard in RC 57 364: «23 Flemyshe ellez of fyne Holand clothe. (Из счетов Джона Говарда: 23 фламандских локтя прекрасного голландского полотна).
Парижское полотно и диапер/узорное полотно (paris and diaper) – 27 дюймов шириной, стоимостью 1-2 шиллинга за эль, 3,2-6,4 пенса за четверть. Прекрасная узорная льняная ткань c повторяющимся рисунком. Узорный диапер также называли льняным дамаском (настоящий дамаск изготавливается из шелка.) В источниках чаще всего упоминаются скатерти и полотенца из этой ткани. В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10
ярдов».
(1437) Will York in Sur.Soc.30 62: Cum duobus towels de diaper. (Из завещаний города Йорка: полотенца из узорного полотна).
(1438) Will N orwich in Nrf.Archaeol.4 330: A pece of dyapr of x yardes long of Table Cloth. (Из завещания: «Отрез диапера длиной 10 ярдов для скатерти.)
(1475) Russel Bk. Nurt. (Hrl 4011) 193: Cover by cuppeborde of the ewery with the towelle of diapery. (Из книги Рассела (о наставлении юного серванта): «покрывай дрессуар с посудой скатертью (салфеткой) из диапера.
Acc.Howard in RC 57 364: 21 Flemyshe stykes** of fyne dyapere, almost iij stykes brode, prise the styk, ij s. vj d. (Из счетов Говардов: 21 фламандский локоть узорного полотна в 3 фламандских локтя шириной, цена за локоть 2 шиллинга 6 пенсов.)
(1462) Paston 1.112: Item, ij towaylis of diaper werk, ich x yardes long. (Из описей Пастонов: «Также 2 полотенца из диапера длиной 10 ярдов каждый)
(1445) Will Yo rk in Sur.Soc.30 156: I bequeath 2 draght twoels of a suet of Parissh werke. (Из завещаний города Йорка: я завещаю 2 полотенца для умывания из узорного парижского полотна.)
Рейнское полотно (raine) - сорт высококачественного льняного полотна, изготовленного в Германии), обычно шло на изготовление полотенец и скатертей.
(1450) Lin.DDoc. 39/22-3: Item, ij smale towelles of Raynes playne; (Маленькие полотенца из рейнского полотна)
Кроме вышеназванных были и другие сорта льняного полотна, которые имели региональную принадлежность: брабантское, ирландское и т.п.
Фастиан (fustian) имел ширину 27 дюймов (68,5 см) и стоил 6 пенсов за эль, 1,6 пенса за четверть. Обычно, это смесовая ткань с нитью основы из льна и нитью утка из хлопка. Часто тяжелый материал, чесанный или подрезанный так, чтобы образовалась «войлочная» поверхность. Фастиан обычно был белым (отбеленный) или тусклого цвета, так как ткань красили дешевой черной краской. Возможно, термин «черный» – это обозначение незаконченного уровня производства. Ткань использовалась для армирования «льняных» доспехов - арминг-дублетов и даже гоунов. Ткань была запрещена для использования низшими сословиями Законом о Роскоши от 1463 года. Но со временем она завоевывала
большую популярность и стала более доступной.
(1463) Acc.Howard in RC 57 158: Fusten ffor my lord ffor to make doblettys off ffence. (Фастиан для моего господина изготовление арминг-дублетов.)
(1464) Acc.Howard in RC 57 195: A Walsh jakke cueryd wyth blakke ffusteyn. (Валлийский жак, покрытый «черным» фастианом).
(1486) Arms Chivalry (Mrg M 775) 43: A dowbelet of ffustean lynyd with satene. (Дублет из фастиана с подкладкой из атласа).
Из писем Пастонов: Item, j dowbelet of fustian [...] Item, a dowblet of fostian [...] (Inventory, not long after 1473)
Ткань узорного плетения (narrow wares) – тканые или плетеные на дощечках шерстяные, шелковые и льняные ленты, которые использовались в качестве завязок, шнурков, поясов, а также для отделки или усиливающей полосы (канта) в
деталях одежды или в местах подкладки, например, усиления петель на рукавах. По ширине полосы варьировались от простой тесьмы до лент в 2-4 дюйма – 5-10 см. Пояс, который носили женщины среднего класса, часто выступал как
символ богатства и представлял собой плетеную плотную ленту с пряжкой и люверсами.
Важно отметить, что дешевый лен не красили и не отбеливали, поскольку отбеливание и крашение могли стоить очень дорого. К тому же лён плохо принимал растительный пигмент . Однако, если ткань красили, то использовали вайду, которая давала черный либо синий цвет, и марену - красный.
-----------------
* СРАВНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР И СТОИМОСТИ
Деньги: 1 английский фунт = 20 шиллингов = 240 пенсов. 1 шиллинг = 12 пенсов.
Ежедневный заработок квалифицированного ремесленника составлял 4 пенса в день, у неквалифицированного – 2 пенса и у лучника, например - 6 пенсов.
Меры длины: 1 ярд = 36 дюймов = 91,5 см.
Английский локоть (ell) = 45 дюймов = 114 см.
Фламандский локоть (ell) = 27 дюймов = 68,5 см.
** Автор указывает, что качество современного мануфактурного льна оставляет желать лучшего, часто он рыхлый, имеет просветы и большое количество «непропрядов» - видимых утолщений нити. Поэтому для реконструкций и реставраций исторической одежды, чтобы сделать лён более плотным, без просветов – стоит брать лен поплотнее и стирать при 90°С в стиральной машине с ополаскивателем, чтобы лен дал максимальную усадку.
Хотя мир занят проблемами и подготовкой к праздникам, происходят события, влияющие на развитие...
Конопляная лубяная масса легко перерабатывается в целлюлозу при щелочной варке