Конопля на гербах. Японская геральдика
03.09.2015 - 5591 просмотрНа Японском архипелаге конопля возделывается не одну тысячу лет. До распространения хлопка из нее пряли пряжу, ткали ткани, делали веревки, сети, бумагу. Семена использовались для приготовления повседневных блюд, маслом освещали и отапливали жилища и храмы. Наркотическими же свойствами конопли, пользовались преимущественно в религиозных и лечебных целях. И именно конопля сыграла большую роль в становлении синто.
символ конопли - тайма
В мифологии синто конопля использовалась для того, чтобы изгнать зло. Конопляное волокно для деревянной палочки называется gohei, используется в синтоистских обрядов очищения, такие как Shichigosan. Конопляные канаты и бумага из конопли часто рассматриваются в качестве украшения в святынях, считается, что зло держаться подальше от них. Семена конопли – непременный атрибут в церемониях заключения брака по обряду синто. В некоторых обрядах листья конопли сжигали, это было приглашение к духам. Даже сегодня есть синтоистские обряды, например, в Ise Jingu в префектуре Миэ и других святынях, которые включают сжигание Тайма (конопли).
Одежда священников была сделана из конопли и льна, канаты в святынях были сделаны тоже из канабиса. Конопля для таких канатов до сих пор выращивается в префектуре Нагано. На Сикоку сохранились хозяйства, в которых выращивают коноплю для изготовления церемониальной одежды и белья для императорской семьи и синтоистских священников. Густые белые волосы головы дракона SHISHIMAI для исполнения японского свадебного танца, маски лисы и другие наряды на о-мацури сделаны из конопляного волокна. Тяжелые телеги на праздновании о-мацури тянут за пеньковые канаты. Путешественники брали с собой немного листьев конопли и риса.
Дзэн-буддизм (дзен, медитация) - даосское влияние ветви буддизма) тоже возникло под влиянием конопли. Его быстрому распространению способстовало то, что японцы, скопировав в 610 году н.э. метод производства бумаги у китайцев, наладили выпуск из конопли и коры шелковицы более 80 тонких сортов бумаги васи. Это вызвало бурное, в течение полувека, развитие массовой письменной коммуникации, что сыграло важную роль в истории Японии. Можно считать, что без конопли становление самого японского этноса пошло бы другим путем.
Поскольку конопля занимала важное место в жизни японцев, она нашла отражение в японской геральдике. Изначально, чтобы отличить своих воинов от чужих, в Японии использовали особые опознавательные знаки на боевых доспехах, или «мон». К Х1V веку они превратились в обязательные элементы на родовых самурайских гербах. Существует шесть основных групп «мон». Шестая - объединяет схематические философские знаки и стилизованные, в виде орнамента, изображения главных растений Японии. Символ (Аса-мон) конопли изображается в виде гексаграммы и означает чистота, верность и изобилие. Монов со стилизованными мотивами конопли, которые называются Asanoha, довольно много. Аса-мон также используется для обозначения пеньки и льна.
Наиболее часто упоминают древний семейный герб периода Камакура - стилизованный лист конопли в форме шестиугольника или гексагональной звезды.
Этот мотив повторяющая в орнаменте шестиконечная звезда (Asanohamon) встречается в древних храмах синто.
По материалам:
книги Вольфганг Акунова, «Из истории самурайских гербов», 2013 г.
http://japanblogspot.blogspot.co.uk
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования