Конопляная тайна Кинешмы
13.11.2018 - 2344 просмотраСмысл древнего топонима реки, долины, горы, леса, населенного пункта можно понять, если знать язык тех людей, которые дали такое имя. Взять, например, город в Ивановской области - Кинешму, откуда я родом. Смысл этого названия до сих пор не могут объяснить и относят к числу «загадочных». Впрочем, точная дата основания Кинешмы тоже неизвестна. Первые же письменные источники 1429 года, в которых упоминается Кинешма, уже используют древнее имя населенного пункта.
Как известно, территорию современных Ивановской, Костромской, Ярославской, Владимирской, Вологодской, Смоленской, Тверской и Московской областей населяли меряне - наследники дьяковской культуры. Память о народе меря хорошо сохранилась в топонимике рек: по северной границе Москвы, образуя после запруды Долгие пруды (Долгопрудный, пос.Cеверный) протекает река Мерянка; река Мерешка впадает в Волгу на левом берегу, напротив Кинешмы, а в 7 км ниже по течению, в Волгу уже впадает река Мера, протекающая рядом с дачей А.Н.Островского в Щелыково.
Большинство исследователей, в том числе академик А.К. Матвеев (подробно см, его труд «Субстратная топонимия Русского Севера»), сделали вывод, что названия русских рек и городов: КлязьМа, СойМа, ЛаМа, ЯхроМа, РешМа, ЧухлоМа, КохМа, ВохМа, КостроМа, ТотьМа и, разумеется, Кинеш-Ма тоже происходят из мерянского языка.
Наиболее близким к метисному финско-славянскому народу меря считается фино-угорское племя мари (современные марийцы). Если принять, что корень «Ма» в слове имеет смысл «земля у воды», то «Кинешма» в переводе будет означать - «тихая земля», «тихая гавань». Эту версию подтверждает то, что у финнов, эстонцев, карел, вепсов, удмуртов, коми, эрзя и мокши (мордва), родственных мари и сохранивших с ними общие языковые корни, элементы культуры, а также Y-хромосомную гаплогруппу N1c-Tat (встречается у 67 % удмуртов, 61 % финнов, 53 % саамов, 51 % коми, 50 % марийцев и 34 % эстонцев), слово МАА (А длинное!) переводится с:
- финского и карельского языков, как: земля (сущ) – страна (ж), земля (ж); масть; местность (ж);
- эстонского языка (700 км от Москвы на запад) - земля, страна, грунт, участок, мир, край, планета (сущ), сельский, земной, наземный, земляной, земельный (прил).
Замечу, что в Эстонии тоже есть города с корнем «Ма» в названии: Saаremaa, Хийумаа,Ида-Вирумаа, Пярнумаа, Валгамаа, а Россию эстонцы называют Венемаа (по одной из версий означает - «земля предков»).
Впрочем, есть другая версия, согласно которой Кинешма переводится как «Земля конопли» - область, где в обилии выращивают коноплю, либо место, где идет торговля коноплей и продуктами из нее (канаты, веревки, парусина, пакля, олифа, зерно, масло). Дело в том, что в переводе с современного языка мари - потомка мери – «кыне» (в родительном падеже – кынеш») означает «конопля, конопляный».
Такая трактовка вполне может иметь место: помимо проса, ячменя, пшеницы, дьяковцы возделывали коноплю и лён, которые в хозяйственном укладе этого этноса занимали значительное место. Да, и основу питания марийцев в прошлом составлял пресный хлеб (кинде), лепешки (эгерче), пироги (кагылъ) с начинкой из рыбы, мяса, яиц, картофеля, гороха, брюквы и конопляного семени, а также блины (мэлъна) и ватрушки (туаткал) с творогом, картофелем и конопляным семенем.
Нужно учесть, что в Верхневолжье народ меря, став коренным народом Европы, придя несколько тысячелетий назад из Азии, был хорошо знаком с коноплей и ее свойствами. Не следует сбрасывать с чаши весов и то, что Кинешма расположена на Волге – главной водной дороге между Скандинавией, Великой Степью и Персией, по которой меря вели торговлю с римлянами и византийцами. Поскольку основным транспортным средством были ладьи, город изначально мог быть портом ушкуйников - русских варягов - поморов, а также местом производства и продажи конопляного сырья для кручения веревок, канатов, плетения сетей, производства парусов и готовых изделий для судов. Замечу, уже у дьяковцев, кроме жилищ, имелись и хозяйственные постройки, в том числе общественные мастерские. В них собирались женщины для прядения и ткачества на вертикальных ткацких станах, о существовании которых, предположительно, свидетельствуют разнообразные грузики и пряслица, найденные в дьяковских городищах.
То, что Кинешма сохраняла значение важнейшего транспортного центра в Верхневолжье, отражает и старинный герб, пожалованный городу 29 мая 1779 г. согласно указу Сената. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера - принадлежность всех городов Костромской губернии, а в нижней части на зеленом поле - "два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг".
Текстильные традиции сохраняются в городе до сих пор, правда, сейчас производят марлю и используется хлопковое сырье. Однако в XVIII веке, по данным Исторического электронного словаря, в Кинешме в 1758 году была создана первая в Верхнем Поволжье полотняная фабрика. Иными словами, этот город - один из старейших центров льноткачества в России
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования