Конопляное масло в реставрации
28.12.2023 - 652 просмотраНа протяжении веков для защиты поверхности деревянных и металлических предметов от порчи использовали высыхающие масла – льняное и конопляное, а также на их основе делали олифы и лаки. Механизм процесса заключается в образовании на поверхности изделия пленки в результате окисления и полимеризации ненасыщенных жирных кислот: олеиновой (одна двойная связь), линолевой (две двойные связи) и линоленовой (три двойные связи). В итоге образуется лакокрасочная пленка, которая не размягчается, не плавиться и мало растворима в органических растворителях.
Чем больше присутствует двойных связей (чем выше степень ненасыщенности), тем быстрее высыхает масло. Однако двойные связи этих кислот вызывают пожелтение. Вот, почему со временем покрытие желтеет. Конопляное масло желтеет меньше, чем льняное, но образует более слабую пленку, которая, к тому же, сохнет дольше, чем льняная. Тонкие пленки масла семян конопли могут сохнуть до недели, а толстые - одну-полторы недели.
Поскольку чистые натуральные масла сохнут долго и создают чрезвычайно тонкую, не стойкую плёнку, их улучшают всевозможными добавками. Конопляное масло получают горячим прессованием из семян конопли с содержанием масла не ниже 28%.
Олифа из осветленного конопляного масла имеет лучшие свойства – скорее созревает, быстрее высыхает в красках и крепче твердеет. Поэтому масло после отжима очищают от фосфатидов с помощью щелочной гидратации, а также удаляют из него белковые и красящие органические вещества: в присутствии отбеленной глины (5-10% от веса) нагревают масло до температуры 120 -130 С. Затем, в нагретое до 150 200 С добавляют сиккатив (3-5 частей – на 100 частей масла). Конопляную олифу более высокого качества получают из рафинированного масла, которое выдерживают в течение 6-12 часов при температуре 200—260°, добавив в него сиккативы (соли свинца или марганца - сурик, перекись марганца, борнокислый марганец). Чтобы придать цвет олифе в нее добавляют пигменты - соединения свинца, цинка, железа, хрома, меди, титана либо сажу.
Конопляное масло и олифу нередко используют для реставрации мебели и старинных металлических артефактов. Например, Елена Жилина рекомендует использовать конопляное масло для устранения незначительных повреждений мебели, предпочтительно из массива ценных тёмных пород дерева, так как светлые породы под маслом темнеют неравномерно. Сначала нужно очистить поверхность от пыли и грязи, обезжирить спиртом или растворителем и, растерев с помощью кисти или тампона, нанести тонкий слой масла. Мастер предупреждает, что масло следует наносить только на однородную поверхность: в местах, где остались следы лака, образуются "не промасленные" светлые пятна. Также нужно иметь ввиду, что пропитанный маслом шпон часто отслаивается, и масляная плёнка, образующаяся между массивом и шпоном, препятствует дальнейшей реставрации мебели.
Результаты использования конопляного масла для рестарации весов начала ХХ века
Брук Джонсон рекомендует использовать натуральное пищевое конопляное масло для восстановления старинных металлических артефактов. Она также советует тщательно очистить объекты от грязи, пыли и обезжирить их подходящим растворителем. После чего тщательно протереть поверхность металла конопляным маслом и выдержать предмет в течение суток. На следующий день протереть предмет, очищая от въевшейся грязи и ржавчины, еще раз нанести масло и затем тщательно протереть чистой тряпкой, убирая лишний слой.
----------------------------
Благодарим за помощь в подготовке материала Дмитрия Илькова (бренд Коноплектика)
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования