Факты и цифры

Набойка по льну

11.05.2021 - 2505 просмотров

Набойка (набивка) — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов. В России технология изготовления набивных тканей известна с X века. Массовое производство набивных тканей пришлось на XVIII — первую половину XIX века. Заключается в нанесения монохромного или цветного узора на ткани ручным способом с помощью деревянных, медных (в настоящее время - пластиковых, силиконовых, из линолеума) форм-штампов с рельефным рисунком. Чаще всего для набойки использовали хлопчатобумажную и шелковую ткани. Лён использовали для изготовления обоев, украшения верхних юбок, предметов домашнего обихода – скатертей, полотенец, салфеток, церковных принадлежностей.

 

К концу XVII века сформировалось два направления рисунка: геометрический и состоящий из крупных насыщенных цветочных узоров. В начале 19 века ручную набойку заменили машины, в которых используется печать с цилиндрического вала.

 

Научные основы печати на тканях первым заложил Роберт ФОРРЕР, доктор филологии, хранитель Археологического музея в Страсбурге, коллекционер. В 1894 году Форрер выпустил монографию «Печать на ткани византийской, романской, готической и последующих эпох», где описал 129 фрагментов набивных тканей, начиная с VI века н. э.

 

В 1898 году вышла вторая монография Роберта Форрера — «Искусство печати на тканях от Средневековья до Французской империи», в которой рассмотрена история набойки на ткани в европейских странах, включая Россию. В 1920-е годы большую часть своего собрания древних набивных тканей ручной печати и тканей, имеющих композиции ксилографической печати, коллекционер продал в Немецкий национальный музей (Нюрнберг),  а треть  — в Немецкий музей книги и шрифта (Лейпциг).

 

Экспонаты в Лейпциге составили два раздела музея: «Набивные ткани малоформатного рисунка» (образцы различных тканей XIII—XIX веков) и «Искусство печати на тканях» (ткани с крупноформатными ксилографиями, композиционные гравюры, картины, выполненные в технике ксилографии на шелке, атласе, бархате XV—XIX веков). Среди них были:

 

 

 

Ткань для одежды или обои из льна - вторая половина XVIII в., Германия, Аугсбург. Многоцветная (красная, синяя, лиловая, коричневая) печать по «суровому» льну. Работа Иоганна Генриха фон Шюле (Joh. Heinrich von Schule).   

 

 

Обойный, мебельный холст с двухцветной (красная и бежевая) печатью по неотбеленному льну. Вероятно, Германия. Середина XIX в. 

 

 

 

В нашей стране образцы набойки по льну в основном хранятся в Государственном Эрмитаже (Россия, С-Петербург), в том числе, одноцветный и в два цвета  - фрагменты сюжетной набойки по беленому льняному холсту, изготовленные в XVII веке, в Мюльгаузене (Эльзас, Германия)

 

  

 

 

Справа – арап, несущий шлейф идущей перед ним женщины с веером в левой руке. За ним – яблоня, постамент с урной, мужская и женская фигуры, между которыми свисают ветки с плодами

 

 

Фрагмент (Германия) с черным рисунком набойки по узорчатому льняному полотну. На изображении – мужская и женская фигуры в костюмах XVII века, солдаты, стоящие на карауле, всадники в турецких костюмах, стилизованные надписи на турецком языке.

 

 

Набойка по льну XIX в. (Мюлуз*, Франция). Размер 100х23 см

 

*Мюлуз, в котором в 1746 году была открыта первая текстильная мануфактура, называли "французским Манчестером". В начале 19 века мануфактуры Мюлуза снабжали тканями не только Францию, но и многие европейские страны. Особенно благоприятным для Мюлуза стал 1806 год, когда Наполеон ввел запрет на импорт тканей из Англии. Город рос, как на дрожжах, – фабрикам требовались все новые прядильщики, ткачи и красильщики.

 

 

XVIII в. ткань, нить льняная, краска масляная, набойка 44х47 см 

 

 

Ткань льняная из Музея Штиглица (приобретена музеем в 1923 г),  начало XVIII в, размер 203 х 69. Набитый красной масляной краской отдельными штампами узор скомпонован из расположенных одно над другим симметричных изображений сидящих на ветках попугаев, ваз на консолях, букетов стилизованных цветов, турчанки с веером и пажом, несущим ее шлейф, и сидящей на слоне человеческой фигуры с зонтиком. По краю кайма в виде переплетающихся стеблей и стилизованных цветов.

 

В собрании московских музеев также можно найти русскую набойку:

 

 

 

Паспарту с льняными набойками второй половины 40-х годов ХХ века

 

РОСЛЕНКОНОПЛЯ благодарит Кондратьеву Екатерину за советы и предоставленную информацию

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Совершенствование системы агрострахования
20.11.2024

Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования

Кукурузный пирог с коноплей и лимоном
18.11.2024

Серия: выпечка без глютена. Британская кухня 

 

Сорт конопли МИК
18.11.2024

Группа: Прядильные, использование - на зеленец

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: