Плакаты о льноводстве
23.01.2016 - 3863 просмотраЛубочные картинки и плакаты стали использоваться для популяризации сельскохозяйственных знаний со второй половины XIX века. В основном они были посвящены возделыванию зерновых культур, разведению огородов, использованию разнообразной техники, инвентаря и приспособлений.
Одним из первых образовательно-рекламных примеров художественного творчества, посвященного льноводству, стал плакат 1918 г "О том, как Кондратий с Пантелеем свой лён продавали", подготовленный Центральным товариществом льноводов и отпечатанный в типографии С.М. Мухарского. На плакате размером 92х59 см художник А. Рыбников изобразил этапы обработки, хранения и транспортировки льна. Стихи к рисункам, а также вся концепция плаката - творчество Чаянова Александра Васильевича (1888—1937), выдающегося российского экономиста-аграрника, сторонника и пропагандиста кооперативного движения, автора термина «моральная экономика», друга и однокурсника Н.И.Вавилова.
Основная идея плаката – передать как умеющим читать, так и неграмотным крестьянам информацию о кооперации - залоге успешной реализации льна. Не случайно, поэтому в центре плаката размещена информация: «Деятельность всех кооперативов по сбыту льна объединяет Центральное товарищество льноводов. За справками следует обращаться по адресу: Москва, Ильинка, Юшков пер., д.6., Шуйское Подворье». Плакат размещали в Домах крестьянина (особый коллективный тип гостиниц около рынков и базаров) во время массовой торговли семенами и льноволокном.
В период коллективизации распространялся плакат, который призывал к созданию товариществ и контрактации льна:
В верхней части плаката крестьянки на фоне льнозавода теребят лен. В нижней части рисунка изображены крестьяне льноводческого товарищества, сдавшие продукцию на льнозавод и получившие деньги.
Текст в центральной части плаката призывает льноводов к кооперации и контрактации, то есть заключать договора с льнозаводом: «льнозавод, заключивший договор обязан...товарищество обязано... При невыполнении договора с контрактанта взыскивается... как законтрактовать льняной посев... Организуйтесь в производственные льноводные товарищества... С помощью контрактации и коллективизации льноводы повысят урожай и улучшат свое хозяйство..»
В 30-е годы прошлого века, когда остро стоял вопрос повышения урожайности льна, актуальным стал такой плакат:
Другой популярный плакат, посвященный льноводству, был создан художником А. Заборовым в середине прошлого века. И у него иная функция – иллюстрация важного в то время для страны лозунга. Причина рождения плаката заключалась в следующем: Во время Второй мировой войны резко увеличился спрос на дешёвые растительные масла. Это, в свою очередь, привело к росту посевных площадей под масличным льном: за пять военных лет площади под льном-кудряшом в мире выросли от 4,3млн. до почти 10 млн. га.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в СССР: в 1945 году посевы масличного льна только в Ставропольском крае достигли 8,8 % от всей площади пашни страны. Однако благодаря созданию новых сортов и развитию пчеловодства, подсолнечник начинает вытеснять лен. Плакат был необходим, чтобы вернуть интерес колхозников к масличному льну, так как последний давал не только масло, но и волокно.
Развитию прядильных культур призывал и плакат "Берите пример с Александра Хрипунова".
Источник иллюстраций: Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 г.
http://www.auction-imperia.ru/
http://ulliana-art.livejournal.com
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования