Факты и цифры

Лён в гобеленах советской Прибалтики. Латвия

21.05.2024 - 498 просмотров

Гобелен – односторонний стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией. Свое название получил по фамилии основателей мануфактуры ковров-шпалер Жана и Филибера Гобеленов. Однако такой вид ковров – очень древнее искусство: их ткали в Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, а о том, что их ткала Пенелопа сообщается в «Одиссее». В Западной Европе расцвет шпалерного искусства пришелся на эпоху Возрождения. Но семья Гобеленов разработала рецептуру красок, а также рапорт, в котором для рисунка использовали шерсть, шелк, серебряные и золотые нити, а для основы гобелена шла льняная либо конопляная нить.

 

В России гобелены стали популярны при Петре Великом. Первое российское шпалерное производство - Петербургская шпалерная мануфактура была создана в начале XVIII века. Одна из первых шпалер «Полтавская баталия», хранится в Государственном русском музее в С-Петербурге. В 20-х годах XIX века спрос на продукцию мануфактуры падает, она перестает приносить доход и в 1858 году мануфактура перестала существовать. Однако в конце XIX столетия гобелен вновь становится популярным в декоре интерьеров русской знати и купечества. Следующая волна увлечения украшать стены гобеленами и шпалерами в нашей стране пришла в 60-е годы ХХ века. Причем наиболее сильными в СССР стали школы гобелена в Эстонии, Литве и Латвии.

 

ЛАТВИЯ

Родоначальником современного гобелена в Советском Союзе считают латышского художника Рудольф Хеймратс, усилиями которого в 1961 году было открыто текстильное отделение Латвийской Академии Художеств, выпустившего целую плеяду ярких и самобытных советских прибалтийских текстильных художников. Хотя большинство работ как самого мастера, так и его учеников связано с шерстью и хлопком, для нескольких гобеленов был использован лён.  

 

 

«Рыбачки». 1968 г. Латвийская ССР, г. Рига. 200х250 см. Шерсть, лен, плотность основы 2 нити на 1 см.  Коллекция шпалер в музее Царицыно, г. Москва

 

Рудольф Хеймратс (1926–1992) - латышский художник tekstilininkas. В 1948 году окончил Рижскую школу прикладного искусства (отделение tekstilę). В 1954 году закончил отделение керамики Латвийской академии изящных искусств, а в 1961 году основал и стал профессором Текстильной кафедры.

 

 

Эдит Паулс-Вигнере. Из цикла “Будем беречь природу”. 1986 г. Шерсть, лён, металлическая нить, бисер, гобелен. DMDM коллекция

Работа экспонировалась в музее-заповеднике «Царицыно» на выставке «Эволюция взгляда. Художественный текстиль 1960—2010-х годов в зеркале творчества Эдит Паулс-Вигнере»  

 

Эдит Паулс-Вигнере, сестра Раймонда Паулса - одна из главных представительниц «новой текстильной волны» 1960-1970 годов и ученица Р. Хемратса. Окончила Рижскую среднюю школу прикладного искусства (1962) и отделение текстильного искусства Латвийской академии художеств (1968). С 1971 года - член Союза художников Латвии, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. В 1987 году она получила почётное звание Народного художника Латвийской ССР, дважды лауреатка премии Союза художников Латвии (1972, 1990). В 1995 году Вигнере была принята в Латвийскую ассоциацию текстильного искусства. В выставках участвует с 1967 года. Ее работы - монументальные работы для кафе и ресторанов.

 

«В родном краю». 1969 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лён, плотность 2 нити основы на 1 см.

 

Лилита Постажа (Полица) (Lilita Janovna Postazha (Polycia) (1941-2011) - латышская художница-текстильщица. В ее композициях  часто присутствуют несколько больших фигур, чаще женских.

 

Айна Музе.  «Попутный ветер». 1979 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность 1,5 нити основы на 1 см.

 

Айна Музе. Aina Mūza (1943 г.р.) училась под руководством профессора Рудольфа Хейматса. С 1995 по 2010 годы работала преподавателем отдела текстильного искусства Латвийской академии искусств. Была членом Латвийской академии искусств. Выставлялась в постоянном представительстве Латвийской Республики в Европейском Союзе (Страсбург, Франция), в посольствах Латвийской Республики в Канаде, Чехии и Турции. Ее работы находятся в коллекциях Латвийского национального художественного музея, музее Союза художников Латвии, Музее истории Риги, Музее замка Рундале,  в художественном фонде в Москве, частных коллекциях в США, Австралии, Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Великобритании и Латвии.

 

Рута Богустова. Национальное прикладное искусство Латвии. Шерсть, лён. 1968 г. Государственный художественный музей Латвии.

 

Рута Вильфридовна Богустова (1935 г) - латышская художница-ткач, Член Союза художников СССР.

1950-1955 - Рижская школа прикладных искусств, отделение керамики.

1956-1966 - Студия акварелей Курта Фридрихсона,освоение техники батика.

1966-1971 - Латвийская Академия художеств, отделение художественного текстиля, у профессора Р. Хеймрата.

1967 - Вступление в Латвийский союз художников.

1995 - Вступление в Латвийскую ассоциацию художественного текстиля.

1975 -2017 - Участие в совместных выставках художественного текстиля и прикладного искусства, организация 90 персональных выставок в Латвии и 8 персональных выставок за пределами Латвии.

 

Илма Аустриня «Серебро моря». 270×180. Полушерсть, лён, смешанное ручное ткачество. ГМЗ «Царицыно» 

 

Илма Микелевна Аустриня (1940 г) - латышская художница текстильщица. Окончила Лиепайский школу прикладного искусства (1961) и Латвийской Государственной академии художеств текстильного искусства отделов Рудольфа Heimrāta под руководством (1967).  С 1965 года работы выставлялись в Канаде, Германии, Польше, Японии, Болгарии, Дании, Швеции. Были персональные выставки в Валмиере, Stučkā (tag. Айзкраукле), Даугавпилсе (1980, совместно со Сцены Мужи), Риге (1980), Резекне, Вентспилсе (1981), Jaunkalsnavā (2016, вместе с Даце Austriņu), Мадоне (вместе с D. Austriņu). В 1975 году стала членом Союза Художников

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Горит свеча из конопли
02.12.2024

Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой

 

Optimization of Hemp Seed Milk Production
02.12.2024

Оптимизация производства молока из семян конопли с помощью метода анализа поверхности отклика

Влияние экстракта и эфирного масла Satureja bachtiarica Bunge на стабильность льняного масла
02.12.2024

Образцы с натуральными антиоксидантами имели более низкий показатель PV в течение хранения

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: