Лён в гобеленах советской Прибалтики. Латвия
21.05.2024 - 498 просмотровГобелен – односторонний стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией. Свое название получил по фамилии основателей мануфактуры ковров-шпалер Жана и Филибера Гобеленов. Однако такой вид ковров – очень древнее искусство: их ткали в Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, а о том, что их ткала Пенелопа сообщается в «Одиссее». В Западной Европе расцвет шпалерного искусства пришелся на эпоху Возрождения. Но семья Гобеленов разработала рецептуру красок, а также рапорт, в котором для рисунка использовали шерсть, шелк, серебряные и золотые нити, а для основы гобелена шла льняная либо конопляная нить.
В России гобелены стали популярны при Петре Великом. Первое российское шпалерное производство - Петербургская шпалерная мануфактура была создана в начале XVIII века. Одна из первых шпалер «Полтавская баталия», хранится в Государственном русском музее в С-Петербурге. В 20-х годах XIX века спрос на продукцию мануфактуры падает, она перестает приносить доход и в 1858 году мануфактура перестала существовать. Однако в конце XIX столетия гобелен вновь становится популярным в декоре интерьеров русской знати и купечества. Следующая волна увлечения украшать стены гобеленами и шпалерами в нашей стране пришла в 60-е годы ХХ века. Причем наиболее сильными в СССР стали школы гобелена в Эстонии, Литве и Латвии.
ЛАТВИЯ
Родоначальником современного гобелена в Советском Союзе считают латышского художника Рудольф Хеймратс, усилиями которого в 1961 году было открыто текстильное отделение Латвийской Академии Художеств, выпустившего целую плеяду ярких и самобытных советских прибалтийских текстильных художников. Хотя большинство работ как самого мастера, так и его учеников связано с шерстью и хлопком, для нескольких гобеленов был использован лён.
«Рыбачки». 1968 г. Латвийская ССР, г. Рига. 200х250 см. Шерсть, лен, плотность основы 2 нити на 1 см. Коллекция шпалер в музее Царицыно, г. Москва
Рудольф Хеймратс (1926–1992) - латышский художник tekstilininkas. В 1948 году окончил Рижскую школу прикладного искусства (отделение tekstilę). В 1954 году закончил отделение керамики Латвийской академии изящных искусств, а в 1961 году основал и стал профессором Текстильной кафедры.
Эдит Паулс-Вигнере. Из цикла “Будем беречь природу”. 1986 г. Шерсть, лён, металлическая нить, бисер, гобелен. DMDM коллекция
Работа экспонировалась в музее-заповеднике «Царицыно» на выставке «Эволюция взгляда. Художественный текстиль 1960—2010-х годов в зеркале творчества Эдит Паулс-Вигнере»
Эдит Паулс-Вигнере, сестра Раймонда Паулса - одна из главных представительниц «новой текстильной волны» 1960-1970 годов и ученица Р. Хемратса. Окончила Рижскую среднюю школу прикладного искусства (1962) и отделение текстильного искусства Латвийской академии художеств (1968). С 1971 года - член Союза художников Латвии, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. В 1987 году она получила почётное звание Народного художника Латвийской ССР, дважды лауреатка премии Союза художников Латвии (1972, 1990). В 1995 году Вигнере была принята в Латвийскую ассоциацию текстильного искусства. В выставках участвует с 1967 года. Ее работы - монументальные работы для кафе и ресторанов.
«В родном краю». 1969 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лён, плотность 2 нити основы на 1 см.
Лилита Постажа (Полица) (Lilita Janovna Postazha (Polycia) (1941-2011) - латышская художница-текстильщица. В ее композициях часто присутствуют несколько больших фигур, чаще женских.
Айна Музе. «Попутный ветер». 1979 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность 1,5 нити основы на 1 см.
Айна Музе. Aina Mūza (1943 г.р.) училась под руководством профессора Рудольфа Хейматса. С 1995 по 2010 годы работала преподавателем отдела текстильного искусства Латвийской академии искусств. Была членом Латвийской академии искусств. Выставлялась в постоянном представительстве Латвийской Республики в Европейском Союзе (Страсбург, Франция), в посольствах Латвийской Республики в Канаде, Чехии и Турции. Ее работы находятся в коллекциях Латвийского национального художественного музея, музее Союза художников Латвии, Музее истории Риги, Музее замка Рундале, в художественном фонде в Москве, частных коллекциях в США, Австралии, Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Великобритании и Латвии.
Рута Богустова. Национальное прикладное искусство Латвии. Шерсть, лён. 1968 г. Государственный художественный музей Латвии.
Рута Вильфридовна Богустова (1935 г) - латышская художница-ткач, Член Союза художников СССР.
1950-1955 - Рижская школа прикладных искусств, отделение керамики.
1956-1966 - Студия акварелей Курта Фридрихсона,освоение техники батика.
1966-1971 - Латвийская Академия художеств, отделение художественного текстиля, у профессора Р. Хеймрата.
1967 - Вступление в Латвийский союз художников.
1995 - Вступление в Латвийскую ассоциацию художественного текстиля.
1975 -2017 - Участие в совместных выставках художественного текстиля и прикладного искусства, организация 90 персональных выставок в Латвии и 8 персональных выставок за пределами Латвии.
Илма Аустриня «Серебро моря». 270×180. Полушерсть, лён, смешанное ручное ткачество. ГМЗ «Царицыно»
Илма Микелевна Аустриня (1940 г) - латышская художница текстильщица. Окончила Лиепайский школу прикладного искусства (1961) и Латвийской Государственной академии художеств текстильного искусства отделов Рудольфа Heimrāta под руководством (1967). С 1965 года работы выставлялись в Канаде, Германии, Польше, Японии, Болгарии, Дании, Швеции. Были персональные выставки в Валмиере, Stučkā (tag. Айзкраукле), Даугавпилсе (1980, совместно со Сцены Мужи), Риге (1980), Резекне, Вентспилсе (1981), Jaunkalsnavā (2016, вместе с Даце Austriņu), Мадоне (вместе с D. Austriņu). В 1975 году стала членом Союза Художников
Оптимизация производства молока из семян конопли с помощью метода анализа поверхности отклика
Образцы с натуральными антиоксидантами имели более низкий показатель PV в течение хранения