Лен и конопля в национальной башкирской одежде
25.01.2017 - 4965 просмотровЛен и конопля в национальной башкирской одежде
Домотканая одежда составляет основу национального костюма башкир. Ткачество - женское занятие, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста: каждая должна была приготовить себе приданое к замужеству (к 15-ти годам). Оно включало не только одежду для себя, полотенца и другой текстиль для дома, но рубахи для жениха, свекрови и свекра, а также фартуки для невесты и жениха.
Мужской фартук был пёстрый, выборного ткачества, с узкой грудью, с прямоугольным полотнищем, обшитым крючком чёрной орнаментальной каймой в технике тамбурного шва. Женский фартук был тоже выборного ткачества, тунико-образный, с нарядно расшитыми полотнищами, понизу шла широкая оборка.
В качестве главного материала, как и у народов Южной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, использовалась конопля – киндер. В ХVIII веке зафиксированы нередкие в ту пору случаи употребления и крапивы. Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир еще в прошлом веке. Пожилое поколение Республики Башкортостан еще помнит название - «киндер штан» - штаны из конопли. Холст ткали узкий и довольно толстый. Из него шили верхнюю одежду и мужские штаны.
Несколько позднее башкиры начали возделывать лен, который по сравнению с коноплей давал более тонкое и мягкое полотно. Домашний ткацкий станок у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на станки, которыми пользовались русские. При этом мастерицы использовали закладную (уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями), выборную, браную и многоремизную технику ткачества. Бранное ткачество, которое даёт вертикальный, вытянутый в длину узор, без прошв, применяли при изготовлении обрядовых полотенец и занавесей (чаршау).
Узорное ткачество получило развитие в северных районах Башкирии. Нарядное полотно шло на пошив женских платьев, мужских рубах, штанов, головных покрывал. На северо-востоке преобладала тамбурная вышивка и цветная перевить, в Зауралье – счётная гладь.
Башкирские женщины изготавливали нескольких сортов льняных тканей, в том числе гладкий и белый холст, клетчатый и полосатый, а также пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды, домашних занавесей. Самое тонкое полотно шло на праздничные женские и мужские рубахи и обрядовые полотенца. Самое грубое и толстое полотно шло на будничные мужские штаны (ыштан).
Когда-то отбеленный лен окрашивали натуральными красителями (корой ольхи, травами, например, листьями подорожника). Сначала делали полоску по периметру квадрата. Потом листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор. Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму.
Башкиры украшают национальный костюм обычно основным мотивом орнамента со ступенчатым переходом цвета. Все народы, живущие рядом с башкирами, предпочитали красно-белые узоры, башкиры же - красные, жёлтые или коричневые. При этом одежда имела не яркий, от светло-жёлтой до тёмно-коричневой гаммы тёплый цвет. В начале ХХ века стали использовать яркие фабричные красители – красные, зеленые, синие…
Национальный костюм башкир - многослойный: для защиты от ветра и стужи. Нижняя одежда женщин состояла из длиннополой рубахи закрытой формы, с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным (до щиколоток) подолом, с несколькими оборками на нем. , Выше талии обычно пришивалась оборка, закрывающая стык льняного полотнища.По шесть и даже восемь метров ткани уходило на каждую такую рубаху. Помимо рубахи, также важна была в женском костюме юбка (широкая и длинная) и широкие штаны, которые заправлялись в чулки.
Женские платья повсеместно шили из домашних тканей. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали разноцветными растительными красками или нашивали две – три узкие цветные ленты. У северо-восточных (приуральских), челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация. Украшение подола было принято у всех башкир. Орнаментировались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.
Далее шёл передник и короткая безрукавка. Затем надевали елян - длиннополое пальто на подкладе из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Женщины шили себе приталенный и довольно сильно расклешённый елян из шёлка, сатина, цветного бархата. Нашивки на рукавах, полах и подоле делали красными, синими, зелёными, чередовали их с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но монетками, кораллами и, обязательно нашивали на плечи яурынса (треугольники).
Еще один вид верхней национальной женской башкирской одежды – казанкин - приталенный костюм с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы. Под казакин женщины надевали платья, широкие штаны, короткие безрукавые камзолы, а на праздник - обязательно бархатные или шёлковые халаты. Башкирки южных и юго-восточных окраин изначально носили кульмяк из грубого белого холста; грудь его по бокам вышивали шелком наподобие хараусов...
Мужская одежда включала рубаху без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе (на праздничной рубахе вышивали традиционный узор – оберег), неширокие штаны, камзол (елян), не стесняющий движений, или кафтан. Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный - из бархата, белого атласа, шёлка.
Елян подпоясывали кэмэр - традиционным широким и очень длинным поясом из сукна, шелка, бархата, украшенного позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы. Длинные края кэмэр спускались по бокам, демонстрируя богатство своего владельца.
Сверху на елян надевали не меньше двух халатов. В районах горной Башкирии, удаленных от восточных рынков, одежда была более однородна. На Инзере у катайцев мужской костюм состоял из ситцевой длинной рубахи, холщовых штанов и легкого халата из хлопчатобумажной ткани.
Халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, не зависимо от погоды и времени года. Их расшивали сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Зимой комплект одежды дополнял овчинный тулуп.
Домашние самодельные холсты из конопли либо крапивы использовали для шитья нижней одежды: штаны, рубахи, платья. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, обычно богато расшитой узорами. Верхнюю одежду из них шили только бедняки. Лишь у северных башкир традиционные домотканные халаты сыба были холщовыми. Причем для них изготавливали специальный полосатый холст, в расцветке которого прослеживалось влияние среднеазиатского текстиля, а затем украшали узорной строчкой на вороте, вдоль пол и вокруг карманов..
Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу.
Женская башкирская обувь включала легкие плетеные лапти, туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши, а еще - кожаные сапоги. Но их также носили мужчины и дети.
Мужчины обычно носили легкую обувь: мелкие кожаные калоши и ичиги (сапожки). В торжественных случаях надевали и то, и другое, а в гостях калоши снимали. Под ичигами были чулки, украшенные узорной аппликацией, либо портянки. Их делали из войлока, сукна или холста.
Обувь с суконными голенищами представлена у башкир несколькими
видами. Наиболее самобытны сарыки (сарык) с головками из грубой кожи домашней выделки и длинным (40-45 см) суконным голенищем (его закрепляли под коленками плетеными шерстяными шнурками). В конце ХIХ века такую обувь носили башкиры по восточным склонам Уральских гор и в зауральских степях Челябинской и Курганской областей. В горных районах сарыки применялись в качестве мужской рабочей обуви.
У женщин сарыки входили в состав свадебного и праздничного костюма (белые голенища украшали цветной аппликацией). Мастерами по изготовлению сарыков были женщины. Кожаная часть выкраивалась в виде двух полуовалов (большой выполнял роль подошвы, меньший – носка). Затем большими наметочными стежками кожу сшивали конским волосом или конопляной дратвой.
У башкир – катайцев (проживали по р. Инзер) распространенной мужской и женской обувью были глубокие кожаные башмаки ката с небольшим холщовым верхом.
На голову женщина надевала кашмау - шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента, а женщины в возрасте еще и тастар - чисто белый ситцевый или полотняный платок.
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования