Края льняные. Кострома
19.08.2015 - 4365 просмотров
Город Кострома – одно из традиционных мест выращивания льна и производства из него тканей. Основан он, примерно, в 1152 году киевским князем Юрием Долгоруким. Однако имя городу было дано жителями по созвучию угро-финского названия существовавшего на этом месте древнего городища и имени славянского божества. Славянские корни в основе слова «Кострома»: костра - “луб, волокно”, а также “прутья, солома, сорные травы” (Поспелов Е.М., Школьный топонимический словарь. М., 1988, и “Историко-топонимический словарь России. Досоветский период». М., 2000 г). Слово «кострома» (кострец, костер, костера) также означает: прут, розга; сорная трава во ржи, жесткая кора растений (лён, крапива), пригодная для пряжи. В переносном смысле костра, кострыка, кострубый либо кострубатый означают - шороховатый, придирчивый, задиристый, задорный (Афанасьев А.Н. "Поэтические воззрения славян на природу". Собрание сочинений.). Так что, лён и Кострома, если не одно и тоже, то очень связанные понятия. Не случайно, почти на каждой улице в центре города есть магазины товаров изо льна, а БКЛМ - Большая Костромская Льняная Мануфактура - один из символов города.
В русской мифологии Кострома олицетворяет плодородие. Но с приходом весны ее стали связывать со второй половины XIXвека, полагая, что зима уходит после похорон соломенной куклы – Костромы. Проходят проводы по языческим ритуалам – вокруг соломенной куклы в сарафане водят хоровод, пляшут, устраивают потешные бои и обильную трапезу, а потом куклу сжигают или сбрасывают в реку.
Исследователь русского фольклора - Б.А. Рыбаков (Язычество древних славян, М.: Наука, 1980) считает, что обряд “похорон Костромы” изначально был приурочен к середине лета - на семик, на Купалу, когда хлеба начинали колоситься и окончательный хозяйственный результат сезона не был еще ясен. При этом изображения языческих богов, одетые в женскую одежду, провожали похоронным плачем, а потом топили в воде. То есть проводы Костромы относились к обрядам, связанным с “метанием в воду” жертв для «умилостивления божеств подземного мира, влияющих на плодородие почвы», и, следовательно, на урожай. В этих обрядах переплетались мужское, оплодотворяющее начало и женское, вынашивающее и рожающее. Например, похороны Ярилы (мужской фигуры с большим фаллосом), как олицетворение мужского начала, уже давшего новую жизнь и потому ставшего бесполезным.
Кстати, Б.А. Рыбаков характеризует Ярилу как “славянского Диониса”: «широко распространенные в России “похороны Ярилы” в дни летнего солнцестояния отражают важнейшую аграрную фазу: полное отмирание старого зерна-семени, брошенного в землю весной, и вызревание новых зерен на колосьях. Похороны Ярилы никого из участников обряда не огорчали. Сущность была в том, что хлеба уже начали колоситься, посеянное зерно успешно выполнило свою функцию и породило зерна нового урожая. “Ярость”, “ярь” Ярилы была уже не нужна, и кукла, изображающая старика с огромным фаллом, погребалась весело, со смехом, с непристойными шутками и притворным плачем” (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988).
Более того, Б.А. Рыбаков поддерживает высказанное в конце XIX века А.С. Фаминцыным предположение, что: “Все фрагменты и отголоски древних славянских обрядов сводятся в единый комплекс….. как и у античных греков», и что славянской Костроме в древнегреческой мифологии соответствует Персефона* (у римлян — Прозерпина) - дочь богини Деметры и Зевса. Ведь и Кострома почиталась древними славянами как богиня плодородия и подземного царства мертвых.
Сопоставив античную Персефону со славянской Костромой, Б.А. Рыбаков делает вывод, что обряд “похорон Костромы”, проводился в то время, когда «Персефона сделала свое дело — дала жизнь новым колосьям, и теперь может вернуться к Аиду. Это не праздник урожая, не торжество земледельцев, собравших спелые колосья (до жатвы остается еще более месяца), а моление о том, чтобы старая вегетативная сила весеннего ярового посева перешла в новые, созревающие, но еще не созревшие растения, передала бы им свою ярь. Поэтому во время зеленых святок наряду с женскими персонажами выступает Ярило, фаллическое чучело которого тоже хоронят”(Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М.: Наука, 1980). Иными словами, “утопление Костромы должно типологически соответствовать уходу Персефоны-Прозерпины в подземный мир”.
К древнегреческому царю подземного мира мертвых, Аиду “очень близок Кащей Бессмертный. Его излюбленное занятие в сказках - похищение девушек, которых он какое-то время держит в своем дворце». «На земле все цвело и росло, однако, через определенное время Кащей, заслуженно подтверждая тем самым славу “Бессмертного”, каким-то чудесным образом воскресал и вновь принимался за старое — похищал Кострому, вынуждая Ярилу опять отправляться в долгое и опасное путешествие в Кащеево царство. После “похорон” Костромы лето, миновавшее свою вершину, клонилось к концу, в природе начиналось увядание, леса одевались в багрец и золото, наступала зима, длившаяся до возвращения Ярилы и Костромы.
В христианскую эпоху преемницей языческой Костромы в православном пантеоне стала святая мученица Анастасия – покровительница Костромского края. И это, нраверное, не случайно: до начала или середины XII века в районе впадения в р. Волгу р. Сулы (территория Костромского государственного университета) находилось языческое святилище, в честь Костромы. А самый древний в Костроме женский Анастасиин монастырь (впервые упоминается в грамоте великого Московского князя Василия Дмитриевича от 1417 года) тоже находится именно на берегу Сулы.
*Справка: Деметра, или Мать-земля - богиня земледелия и плодородия, которая, как полагали греки, помогала людям выращивать урожай. Но однажды, когда дочь Деметры — юная Персефона собирала цветы на лугу, владыка подземного царства Аид вылетел на своей колеснице из недр земли, схватил девушку и унес в свой мир. Неутешное горе сразило Деметру, и тут же листья на деревьях завяли и облетели, трава поблекла, а посеянные семена погибли. Земля перестала цвести и давать урожай. Люди же начали умирать от голода и прекратили приносить жертвы олимпийским богам. Зевс посылал к Деметре гонцов, уговаривал ее успокоиться и вернуть земле плодородие, но богиня плодородия слышать ни о чем не хотела, пока Аид не отпустит Персефону. Пришлось Зевсу приказать Аиду расстаться со своей женой - прекрасной Персефоной и вернуть ее матери. Аид был вынужден подчиниться, но, оказалось, что Персефона вкусила пищу мертвых и уже не могла возвратиться в мир живых. Тогда боги решили, что треть года Персефона будет жить с Аидом, а две трети — с матерью. С тех пор, когда Деметра радуется возвращению дочери, на земле все пробуждается т расцветает – приходит весна, а когда Персефона возвращается в мир мертвых, вся природа горюет о ней: желтеют и опадают листья, нивы пустеют, наступает зима. Природа спит, чтобы проснуться весной, когда вернется к своей матери из мрачного подземного царства Персефона (Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992г.).
По материалам краеведческого альманаха «Костромская земля» и
сайта http://kostromka.ru
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования