Факты и цифры

Лубяные культуры и Сибирская Масленица

11.03.2021 - 1787 просмотров
Автор: Новоселова Н.А.

ББК 63.5 (2Рос–4Крн)

С 34

Сибирская Масленица Фольклорно-этнографические материалы. Семантика обрядовых действий/ сост. Н.А. Новоселова. – Красноярск: ГЦНТ; КЛАСС ПЛЮС, 2010. – 231 с.

 

В Красноярском крае формирование славянской культуры началось в XVII веке и на протяжении трех столетий осложнялось влиянием поздних поселенческих потоков, каждый из которых имел свою географию и культурные корни. Взаимодействие этих потоков друг с другом и со старожилами обусловило многообразие местных вариантов народного календаря, в том числе ритуалов Масленицы. Часть этих ритуалов касалась льна и конопли.

 

Участниками масштабных проводов Масленицы являлись только мужчины. Они же создавали и смеховую атмосферу. Этот состав участников был общим для разных регионов России и Сибири, что подтверждают дореволюционные записи. В 1913 году А. Адрианов отметил подобный состав участников в Западной Сибири.

 

«В первый день Масленицы обычно происходит имитация сельхозработ годового цикла. Для этого на улицу выводили почти всех имеющихся лошадей, оседланных для верховой езды и запряженных в парадные сани – кошевы, вывозили также сельскохозяйственный инвентарь: сохи, бороны, лодки, мялки, прялки, чаны для пива и пр. Участники процессии «пахали» и «боронили» снег, ездили в санях, изображали сев, мяли коноплю, чесали пряжу, «варили» пиво; выехав в поле, изображали жатву хлеба серпами.

 

В ангарском обряде «антиповедение» проявлялось в выполнении мужчинами женских занятий: участники обряда «мяли коноплю», «чесали пряжу» «стирали белье», «жали хлеб». Имитационная магия должна была обеспечить успех в прядении и льноводстве. Разгребание дороги граблями имело двойной смысл: во-первых, оно означало расчистку пути для прихода весны, во-вторых, – имитировало с магической целью летние сельхозработы.

 

«Масленица была неделю. Все дни пряли, а в субботу и воскресенье праздновали. У нас катались с горки. Выходить кататься должны были все». (Ирбей)»

 

При этом в Москве для катания на катушках покупались «билетики», то есть катающиеся платили деньги хозяину катушки. В Сибири катушки были бесплатными (И. Шмелев, книга «Лето Господне»). Для вечернего катания на катушках изредка устраивалось освещение. Например, в Приангарье гору освещали факелами: «Берестяные факелы зажигаются и вдоль по катушке. Они далеко вокруг освещают местность, но ненадолго, потому что быстро сгорают»

 

В Красноярске и его пригородах катушки устраивали на берегах Енисея и Качи, и эта традиция сложилась уже в XVIII веке. Об этом, например, сообщает Д.Г. Мессершмидт в дневниковой записи от 25 февраля 1723 года. Этот же автор отмечает, что в начале XVIII века масленичное катание с гор было очень демократичным по составу участников: в Красноярске вместе катались рядовые горожане, слуги и высшая администрация (воевода).

 

«Особенной славой в деревнях, окружающих Красноярск, пользовалась Торгошинская (от названия села Торгошино – ныне Торгашино.) катушка, которая была не очень высока, но раскат ее тянулся около версты. Интерес к ней повышался тем обстоятельством, что сюда съезжались казаки и горожане из Красноярска, приезжала казачья молодежь из Ладеек, Березовки, заимок – Долговой, Зыковой и др. Поэтому катание здесь было оживленнее и веселее, чем в других местах».

 

Телесное соприкосновение воспринималось, как передача земле молодой силы катающихся: «Выждав момент, когда все салазки (санки) укатятся вниз, они друг за другом бросаются с катушки и, лежа на брюхе или спине или сидя, с головокружительной быстротой скатываются вниз». В наибольшей степени этому способствовало совместное катание юношей и девушек, эротическая энергия которых должна была разбудить землю от зимней спячки и в будущем заставить ее плодоносить. Подобные действия якобы магически влияли на будущий урожай льна:

«Когда катаются девки на катушке, баба должна врасплох взять у какой-нибудь санки и скатиться с катушки. Тогда у ней будет расти хорошо лён»

 

В местных традициях катание с гор имело аграрную направленность. В этом случае катались на донцах от прялок (по-другому их называли «пряслица»). По сообщениям жителей края, такое катание должно было обеспечить урожай льна. Исстари повелось, что лён – это женская культура: женщины его садили, пололи, рвали, обрабатывали, пряли и ткали. Поэтому на донцах от прялок катались только женщины.

 

«Вечером идешь гулять. Пряслицу* под задницу, и поехал с горы». (Фаначет,Тасеевский район),  «В Масленицу у нас на донцах катались». (Тасеево)

 

Особенный эффект это обрядовое действие давало в последний день праздника. «В последний день Масленицы катались с гор на донцах от прялок. Садисся – и пошел с горы. Чтобы лён рос». (Бартанас, Тасеевский район)

 

В начале XX века поверье о связи между дальностью катания и урожаем льна существовало в деревнях Лебедево, Акатек Тасеевского района, Велимовка и Галанино Казачинского района.  В некоторых местностях такое катание переносилось на Чистый понедельник и исполнялось с соблюдением определенных условий: катались тайно, «чтобы никто не видел», «до солнца», иногда – с обрядовым заголением. В последнем случае на природу должна была дополнительно действовать возрождающая сила женского тела, используемая с магическими целями.

 

 «В Чистый понедельник на прялках до солнца надо было кататься, чтоб куделя* лучше родилась. Помню, мачеха у меня все каталася… на голой заднице. Соломки возьмет и побежит с прялкой. Прялку возьмет, соломки подстелет и катится с катушки». (Матвеевка, Казачинский район)

 

В новопоселенческих деревнях края повысить урожай льна должно было и катание с прялками на лошадях. В некоторых местностях катание на лошадях воспринималось как обрядовое действие, способствующее урожаю и хозяйственному благополучию. Так катались в селах Ялай и Караульное Тасеевского района. 

 

«На конях едут по улице, чтоб высокой рожь была, лен длинный родился». (Ялай, Тасеевский район).

 

Однако в каждом селе использовали только один вид магических действий: там, где на прялках катались с горы, их уже не брали с собой в сани, и наоборот. Одновременно оба способа воздействия на плодородие земли не использовались...

 

Впрочем, жители ангарских деревень в начале XX века уже не катались «на долгий лен»,а  «Обычай кататься на Масленицу на прялках исчез уже в середине XIX века. Девяностолетняя И.М. Привалихина рассказывала, что, когда она была еще девочкой, старухи заставляли ее и подруг кататься на прялке в Чистый понедельник. Они говорили: „Чем на прялке, лучше на санках”». Исчезновение обряда связано и с тем, что он не особо требовался: «Да куда его больше, льна-то этого? И так ране всю зиму сидим: прядем да ткем». Видимо, на Ангаре существовали настолько хорошие климатические условия для произрастания льна, что аграрная магия ставилась излишней.

 

В новопоселенческих селах забота об урожае видна и в масленичных песнях, включающих заклинательные формулы–просьбы о хорошем льне и поскони:

 

«На дворе девки возются, возются,

А за ими мальцы гонются, гонются.

А чаго ж вы, мал(и)цы, гонитесь, гонитесь?

А чаго ж вы, дев(ы)ки, возитесь, возитесь?

Уроди, Боже, лён долгий, лён долгий,

А еще должей посконья*, посконья".

(Усолка, Дзержинский район)

 

Крестьяне верили, что магическое воздействие будет более сильным, если во время катания провезти в санях определенные орудия труда. Чтобы был хороший урожай льна и легко шло прядение, в кошеву брали прялки и самопряхи. В ряде сел такие магические действия совершали в последний день Масленицы, но нередко они переносились на другие дни Масленичной недели.

 

«В последний день, в воскресенье, провожали Масленицу. Складывали прялки в пестерь и возили по деревне». (Ирбей)

 

«В Плотбино катались на санках с прялкой. Едет и прядет». (Плотбино, Тасеевский район)

«Пряли, катались по деревне, чтоб лён рос». (Плотбино, Тасеевский район)

«На сани ставят пестерь, в нем прялка, прядут. Это в последний день, провожают Масленицу. Садятся верхом на коней, к хвостам привязывают солому – так провожают Масленицу». (Ирбей)

 

Обрядовое прядение трактуется неоднозначно. Так, М.В. Красноженова отмечала, что в начале XX века в Красноярске обрядовая пряха воспринималась как символ Масленицы:  «А иногда какая-то баба с прялкой садилась в короб и ездила по улицам – это была госпожа Масленица».

 

М.Е. Шереметева связывает фигуру обрядовой пряхи с образом языческой богини Макоши: «Возникает образ Макоши, уставшицы прядильного дела, покровительницы хозяйства и брака»

 

Публикуется в образовательных целях

 

---

О Масленице также читайте: https://www.rosflaxhemp.ru/news.html/id/229 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Горит свеча из конопли
02.12.2024

Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой

 

Optimization of Hemp Seed Milk Production
02.12.2024

Оптимизация производства молока из семян конопли с помощью метода анализа поверхности отклика

Влияние экстракта и эфирного масла Satureja bachtiarica Bunge на стабильность льняного масла
02.12.2024

Образцы с натуральными антиоксидантами имели более низкий показатель PV в течение хранения

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: