Цеденикская льняная алтарная скатерть
11.01.2016 - 5351 просмотр
Над старейшим историческим кварталом Берлина - Николайфиртель вознеслись ввысь два шпиля, венчающие церковь Святого Николая. Это самая старая базилика столицы Германии, сохранившаяся до наших дней. В 2015 году она отметила свой официальный 805-летний юбилей. |
С церковью Святого Николая связано много важных исторических событий, да и сама базилика выглядит довольно впечатляюще, поэтому во время посещения квартала Николайфиртель она достойна особого внимания. |
История
Официальной датой строительства базилики Святого Николая принято считать 1210 год, хотя первые упоминания о ней относятся к 1200 году. В других источниках указывается, что церковь была построена между 1220 и 1230 годами, а самые ранние упоминания о храме датируются 1200 г.
И, хотя разные источники до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, когда на самом деле была построена базилика, все они сходятся в одном — церковь Св. Николая старше Берлина. Как бы то ни было, строительство базилики относится к периоду, который предшествовал объединению двух небольших поселений по берегам реки Шпрее в город Берлин. По сути, самая старая церковь Берлина старше за сам город, она знает его с пеленок.
В наше время храм больше не исполняет функции религиозного сооружения — сейчас здесь располагается филиал Бранденбургского музея. Поэтому титул старейшей действующей церкви в Берлине перешел к расположенной неподалеку церкви святой Марии, которая на несколько десятилетий младше.
Базилика построена неподалеку от места, где наземный торговый путь пересекал реку Шпрее. Возможно, именно поэтому святым защитником для храма избрали Николая из Миры (ныне г. Демре, провинция Ликия, Турция), который покровительствовал речной торговле. Под попечительством этого святого также находятся студенты, дети и девушки. До сих пор каждого 6 декабря немецкая детвора ждет от Святого Николая подарков, которые он обычно кладет в начищенные детские ботиночки.
Оживленное движение торговых караванов способствовало росту населения, поэтому территория вокруг церкви активно расстраивалась. Строительные работы затронули и сам храм. Уже во второй половине XIII века первоначальную архитектуру собора Святого Николая несколько изменили и трехнефной крестообразной базилике придали готический вид, а сама церковь стала зальной.
Исторические хроники свидетельствуют, что в 1461 году в дар от берлинской гильдии пекарей базилике был заказан новый алтарь. Кроме того, гильдия обязалась выплачивать церковному служке регулярную годовую ренту. Такая поддержка была очень существенной, ведь в Средневековье гильдия пекарей в Берлине входило в число четырех самых влиятельных сословий.
Во времена Реформации в базилике прошло первое протестантское богослужение в районе Бранденбурга, так как избранный Иоахим II присоединился к антипапистам и поддержал реформы Мартина Лютера.
В 1876-1878 года облик церкви опять изменился. Церковный фасад украсила вторая башенка в неоготическом стиле, благодаря чему церковь приобрела симметричный вид. Строительные работы были выполнены по проекту Германа Бланкенштайна.
Последняя церковная служба в базилике Святого Николая прошла в 1938 году. После этого храм перешел в государственную собственность, а многие культовые принадлежности были перенесены в Мариенкирхе.
Во время Второй Мировой Войны церковь сильно пострадала: бомардировками были разрушены обе башни и крыша, а внутренний интерьер существенно утерян. После разделения Берлина церковь Святого Николая осталась на контролируемой советскими войсками территории. Коммунисты не чествовали религию, поэтому долгое время базилика оставалась в полуразрушенном виде.
Реставрационные работы начались только в 1980-х годах, когда власти ГДР решили приурочить восстановление храма к 750-летней годовщине основания Берлина. С восстановлением базилики святого Николая связано и восстановление исторического облика всего квартала Николайфиртель.
Святыни и гордость храма
Расположенная в базилике постоянная экспозиция рассказывает об архитектуре храма, его исторической и церковно-исторической роли в жизни Берлина, а также об известных личностях, жизнь которых была связана с этой церковью.
Хотя большинство религиозно-культовых предметов из базилики святого Николая были перенесены в Мариенкирхе, в храме все же остались удивительные артефакты. К их числу относится бронзовая купель для крещения (1398) и кафедра в стиле барокко (1714). Также интересен алтарь базилики, на котором в пост-реформаторский период была изображена тайная вечеря, выполненная в стиле позднего Ренессанса.
В начале 1930-х годов Бранденбургскому музею на длительное пользование была передана алтарная скатерть из бывшего монастыря ордена цистерцианцев в Цеденике. С тех пор этот самый ценный экспонат средневековой коллекции Берлинского Городского музея находится под надзором компетентных кураторов и реставраторов Германии.
Алтарная льняная скатерть из монастыря ордена цистерцианцев — единственное в своем роде исполнение скатерти, которе комбинирует в себе две технологии монастырской вышивки. На белых льняных полях вышивальщицы «писали» мелкими стежками глади библейскую историю искупительного подвига Христа. Льняные поля сменяются филейной вышивкой на сетке, по которой вышиты различные орнаментальные мотивы и удивительные фигуры.
Предположительно эта скатерть была изготовлена и использовалась монахинями монастыря ордена цистерцианцев в бранденбургском Цеденике. Даже после реформации, когда в монастыре был открыт дом для престарелых дворянок, эта скатерть осталась там.
Цеденикская алтарная скатерть одно из старейших льняных изделий Европы, а благодаря филигранной вышивке, считается единственным в своем роде примером текстильных работ Средневековья. Она восходит к 1300 году и демонстрирует явное влияние нижнесаксонского культурного круга.
В 1997 году в базилике установили большой орган, изготовленный в дрезденской мастерской Хорста Емлиха. С этого момента церковь Святого Николая становится местом проведения концертов. Кроме нового органа в храме есть еще два: изготовленный в 1861 году инструмент Фридриха Германа Люткемюллера, а также итальянский орган 17-ого века. Все три музыкальных инструмента рабочие и используются во время концертов.
Хотя мир занят проблемами и подготовкой к праздникам, происходят события, влияющие на развитие...
Конопляная лубяная масса легко перерабатывается в целлюлозу при щелочной варке