Лен коптов
27.01.2016 - 5853 просмотраСобрание произведений древнеегипетского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина включает уникальную коллекцию тканей (IV-VII вв. н.э.) коптов, или египетских христиан. Она состоит из предметов коллекций В.С. Голенищева и А.В. Прахова, а также поступивших в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1946 году из музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге (Германия).
В коллекции представлена льняная одежда, покрывала, ковры, скатерти, салфетки, чехлы для подушек, а также церковные завесы и алтарные покровы, украшенные орнаментальными вставками, выполненными льняными и шерстяными нитями в традиционной для коптов гобеленовой технике. Благодаря сухому климату и песчаной почве региона, а также тому, что большинство текстильных изделий было найдено в погребениях, ткани хорошо сохранились. Однако вставки с вышивкой спарывали, чтобы продать изделие по частям. Поэтому в музеях и коллекциях преобладают фрагменты, а полностью сохранившиеся артефакты встречаются редко.
Выделяют три периода коптского текстиля: позднеантичный (раннехристианский), ранневизантийский и исламский (христианские памятники продолжали создаваться вплоть до XII века), отличающиеся мотивами и орнаментами древнеегипетского, греко-римского, ближневосточного происхождения.
На ранних коптских изделиях присутствуют сюжеты греческой и римской мифологии и литературы.
Квадратная вставка завесы с изображением куропатки, окруженной венком цветов. Египет, IVв. |
Поскольку в христианском искусстве уделялось внимание темам благоденствия, человеческой судьбы, возрождения природы, в вышивке используются изображения и символы земли, воды, месяцев, сезонов года, в том числе «нильские сцены» и сцены охоты, образы всадников, бегущих животных, виноградной лозы, а также умирающего и воскресающего бога Диониса, предшественником которого в египетском верованиях был Осирис, а в поздний период - Христос.
Квадратная вставка завесы с изображением куропатки, окруженной венком цветов. Египет, IVв. вставка завесы в виде креста-анх. Египет, V- VI вв. |
В VI–VIII веках в коптском текстиле непременным атрибутом становятся изображения Креста, Хризмы (монограмма имени Христа) - главных христианских символов защиты и спасения, и особый вид креста с петлей - заимствование древнеегипетского иероглифа «анх», или «жизнь». Христианские сюжеты в коптском текстиле, которым приписывали охранительные, защитные свойства, содержат сцены из Ветхого и Нового Заветов, особенно эпизоды, связанные с житием патриарха Иосифа.
Квадратная вставка завесы с погрудным женским изображением. Египет V- середина VI вв. |
Влияние исламской традиции, тяготевшей к абстрактному искусству и активному использованию арабских надписей, вытканных в гобеленовой технике либо шелковой вышивкой, характерно для текстильных изделий коптов времени правления Аббасидов (750–1258). Однако во время правления Фатимидов (969–1171), придерживавшихся шиитского направления ислама, на текстильных изделиях помимо арабских изречений вновь появляются фигурки животных и птиц. Однако они носили лишь декоративный, а не смысловой характер, как в позднеантичных изделиях.
Традиция гобеленового ткачества исчезает, когда в Египет проникает мода Айюбидов (султаны курдского происхождения, 1171–1250). С приходом к власти Мамлюков (1250–1382) техника и характер узоров, украшающих коптский текстиль, становится типичным для изделий Восточной и Центральной Азии.
По материалам научного сотрудника Отдела Древнего Востока ГМИИ - Ольги Владимировны Лечицкой.
Оборудование для производства масел и экстрактов фармацевтического и косметического назначения...
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования