Факты и цифры

Лён высокой моды от поставщика двора Ее Императорского Величества

14.11.2023 - 374 просмотра

Поставщик двора Ея Императорского Величества, русский и советский модельер, художник театрального костюма, Ламанова Надежда Петровна родилась в деревне под Нижним Новгородом. Она, дворянка по происхождению, была вынуждена после окончания гимназии поступить в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, а переехав в Москву, работать обычной модисткой. Но талантливый и трудолюбивый человек всегда добивается успеха.

 

Уже через год службы в ателье Надежда Ламанова открывает свой салон. Желающих заказать у нее платье год от года становится все больше, известность Ламановой растет, круг клиентов ширится. У Ламановой сначала одеваются обеспеченные дамы-буржуа, представительницы купеческого сословия, а затем и представители аристократии и театральной богемы. В 1898 году Ламанова получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны (родная сестра императрицы Александры Федоровны), и мастерская начинает приносить до 300 тысяч рублей прибыли в год. Это позволяло Надежде Петровне ежегодно ездить в Париж закупать товара на полмиллиона рублей. К знаменитому Императорскому балу-маскараду 1903 года Надежда Ламанова сшила специальные костюмированные наряды допетровской эпохи, о которых говорила вся страна. 

 

В 1904-м Н. Ламанова становится поставщиком самого двора Ее Императорского Величества. Роскошные и одновременно элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой, и сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже (С-Петербург). Но Надежда Петровна также шила замечательные костюмы к спектаклям, актрисы которых блистали бисером и стразами, а зрители заглядывались на тонкие кружева их платьев. К. Станиславский, восхищенный талантом модельера, называл ее «Шаляпин от моды». В 1908 году по проекту архитектора Никиты Лазарева специально для мастерской Ламановой построили здание на Тверском бульваре. Ее позиции еще больше укрепились после знакомства и сотрудничества с популярным модельером Франции, Полем Пуаре: она тоже стала отказываться от использования корсета. 

 

 

Модели Н.П. Ламановой, представленные МОСКУСТ на Международной Парижской выставке: платье из вышитых полотенец. 

 

Но все изменилось после Октябрьской революции и Гражданской войны. Ламанова потеряла собственность, своих мастериц, но не талант и увлечение: мастер роскошных нарядов для элиты стала создавать одежду для граждан рабоче-крестьянского государства. Для этого в 1919 году она организует Мастерскую современного костюма, создает программу, в которой обосновывает принципы моделирования костюма для широких слоев населения, разрабатывает учебные программы, пишет статьи по теории костюма и шьет многочисленные модели простой женской одежды, в том числе с использованием элементов народного русского костюма.

 

 

Таблица №19.  Кафтан и юбка сделаны из двух кустарных холщевых полотен

 

 Таблица №20. Платье из сурового полотна

 

Платье из фабричного либо кустарного полотна с отделкой из кумача

 

Издание «Известий ЦИК СССР и ВЦИК». Рис. В. Мухина по моделям Н. Ламановой. !-я Образцовая типо-лит. Госиздата. Москва, Пятницкая, 71.  Тираж 7 000 экз

 

Ламановой предлагают подготовить костюмы в новом советском стиле для международных выставок в Париже, Лейпциге и Нью-Йорке. Надежда Петровна в соавторстве с Верой Мухиной  (советский скульптор) создает коллекцию платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых материалов (льняного холста) в русском стиле с традиционным народным орнаментом и ручной вышивкой. Платья дополняли головные уборы и аксессуары из шнуров, бечевки, соломы, вышитого холста, дерева, хлебного мякиша, камешков, раковин и других простых материалов. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже платья Ламановой в русском стиле, которые демонстрировали сестры Лиля Брик и Эльза Триоле, произвели фурор. Модельер получила Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве», а стиль «а-ля рюс» в Европе становится чрезвычайно моден.

 

 

Рис.1 Кафтан из грубого красного холста, по низу расшит бисером. Юбка из белого либо черного  сурового холста

Рис.2 Платье из суровой редины с черными рукавами. Вышито темно-зелеными, кирпичного цвета льняными ниткамии для МОСЭКУСТа

Рис 3. Костюм из белого крестьянского льняного холста с тесьмой из грубых льняных ниток. Вышивка исполнена по продержке голубыми нитками

 

---------  

Использованы иллюстрации из открытых источников

Благодарим создателей платьев в русском стиле - сестер Тургиновых, за содействие в подготовке материала

 

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
The Use of Tetrahydrocannabinol Is Associated with an Increase in Survival Time in Palliative Cancer Patients
14.05.2024

Применение ТГК  значительно увеличило время выживания паллиативных пациентов

Musee du Chanvre. Бургундия
14.05.2024

Небольшая экспозиция в Bligny-sur-Ouche

Музей конопли и перчаток
14.05.2024

В 2018 году музею был присвоен знак «Качество туризма»

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: