Лён высокой моды от поставщика двора Ее Императорского Величества
14.11.2023 - 436 просмотровПоставщик двора Ея Императорского Величества, русский и советский модельер, художник театрального костюма, Ламанова Надежда Петровна родилась в деревне под Нижним Новгородом. Она, дворянка по происхождению, была вынуждена после окончания гимназии поступить в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, а переехав в Москву, работать обычной модисткой. Но талантливый и трудолюбивый человек всегда добивается успеха.
Уже через год службы в ателье Надежда Ламанова открывает свой салон. Желающих заказать у нее платье год от года становится все больше, известность Ламановой растет, круг клиентов ширится. У Ламановой сначала одеваются обеспеченные дамы-буржуа, представительницы купеческого сословия, а затем и представители аристократии и театральной богемы. В 1898 году Ламанова получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны (родная сестра императрицы Александры Федоровны), и мастерская начинает приносить до 300 тысяч рублей прибыли в год. Это позволяло Надежде Петровне ежегодно ездить в Париж закупать товара на полмиллиона рублей. К знаменитому Императорскому балу-маскараду 1903 года Надежда Ламанова сшила специальные костюмированные наряды допетровской эпохи, о которых говорила вся страна.
В 1904-м Н. Ламанова становится поставщиком самого двора Ее Императорского Величества. Роскошные и одновременно элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой, и сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже (С-Петербург). Но Надежда Петровна также шила замечательные костюмы к спектаклям, актрисы которых блистали бисером и стразами, а зрители заглядывались на тонкие кружева их платьев. К. Станиславский, восхищенный талантом модельера, называл ее «Шаляпин от моды». В 1908 году по проекту архитектора Никиты Лазарева специально для мастерской Ламановой построили здание на Тверском бульваре. Ее позиции еще больше укрепились после знакомства и сотрудничества с популярным модельером Франции, Полем Пуаре: она тоже стала отказываться от использования корсета.
Модели Н.П. Ламановой, представленные МОСКУСТ на Международной Парижской выставке: платье из вышитых полотенец.
Но все изменилось после Октябрьской революции и Гражданской войны. Ламанова потеряла собственность, своих мастериц, но не талант и увлечение: мастер роскошных нарядов для элиты стала создавать одежду для граждан рабоче-крестьянского государства. Для этого в 1919 году она организует Мастерскую современного костюма, создает программу, в которой обосновывает принципы моделирования костюма для широких слоев населения, разрабатывает учебные программы, пишет статьи по теории костюма и шьет многочисленные модели простой женской одежды, в том числе с использованием элементов народного русского костюма.
Таблица №19. Кафтан и юбка сделаны из двух кустарных холщевых полотен
|
Таблица №20. Платье из сурового полотна
Платье из фабричного либо кустарного полотна с отделкой из кумача |
Издание «Известий ЦИК СССР и ВЦИК». Рис. В. Мухина по моделям Н. Ламановой. !-я Образцовая типо-лит. Госиздата. Москва, Пятницкая, 71. Тираж 7 000 экз
Ламановой предлагают подготовить костюмы в новом советском стиле для международных выставок в Париже, Лейпциге и Нью-Йорке. Надежда Петровна в соавторстве с Верой Мухиной (советский скульптор) создает коллекцию платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых материалов (льняного холста) в русском стиле с традиционным народным орнаментом и ручной вышивкой. Платья дополняли головные уборы и аксессуары из шнуров, бечевки, соломы, вышитого холста, дерева, хлебного мякиша, камешков, раковин и других простых материалов. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже платья Ламановой в русском стиле, которые демонстрировали сестры Лиля Брик и Эльза Триоле, произвели фурор. Модельер получила Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве», а стиль «а-ля рюс» в Европе становится чрезвычайно моден.
Рис.1 Кафтан из грубого красного холста, по низу расшит бисером. Юбка из белого либо черного сурового холста
Рис.2 Платье из суровой редины с черными рукавами. Вышито темно-зелеными, кирпичного цвета льняными ниткамии для МОСЭКУСТа
Рис 3. Костюм из белого крестьянского льняного холста с тесьмой из грубых льняных ниток. Вышивка исполнена по продержке голубыми нитками
---------
Использованы иллюстрации из открытых источников
Благодарим создателей платьев в русском стиле - сестер Тургиновых, за содействие в подготовке материала
Каждый третий договор страхования урожая в России относится к малым формам хозяйствования