Факты и цифры

Льняная история Москвы. Рогожская слобода

17.10.2024 - 62 просмотра

Когда-то рогожкой называли шершавую грубую ткань, которую в основном применяли для хозяйственных нужд.  Сегодня рогожкой называют ткань, выполненную путем двойного или тройного переплетения нитей полотна в основе и утке, в результате чего на поверхности полотна образуется характерный шахматный рисунок.

 

Предшественницей рогожки была рогожа, которую делали из рогоза либо из липового мочала. Из этих материалов плели плотные верёвки, которые вымачивали несколько дней в воде, а потом плели из них холст (рогожу) и делали из него попоны либо кули (мешки) для перевозки зерна и других сыпучих продуктов.

 

Ткали рогожи в рогожной избе, и там, где было много сырья, развивался промысел. Один из таких центров возник на левом берегу Яузы, вдоль Владимирской дороги в село Рогожь (ныне - город Ногинск). В конце XVI века в местности «Рогожка» стали селиться ямщики, занимавшиеся «ямской гоньбой» - доставкой государевой почты. Одна из причин выбора места как раз и была связана с возможностью быстро починить или обновить тару для перевозки грузов.

 

В 1697 году  в Рогожской ямской слободе построили церковь Николая Чудотворца в Ямах, которая и дала название центральной улице слободы - Николоямской, а в 1742 году здесь на линии Камер-Коллежского вала была устроена Рогожская застава, устроенная для проверки подорожных, ввозимого товара, обнаружения контрабанды, упорядочения оплаты пошлин, взимаемых Камер-Коллегией. В итоге производство рогожи кануло в историю, а ткань рогожку стали делать преимущественно из грубых льняных нитей на фабриках Московской губернии. Позднее для изготовления рогожки стали использовать и хлопчатобумажные нити, но лён , все же, оставался и шёл на основу.

 

 

В слободе же потекла иная жизнь. Во время эпидемии чумы 1771 года недалеко от Рогожской заставы было устроено кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор, по проекту М. Ф. Казакова) и зимний - Рождества Христова (1804 года, по проекту архитектора И.Д. Жукова).

 

Постепенно в Рогожской слободе образовался старообрядческий поселок с длинными, вдоль реки улицами, двухэтажными, на каменном подклете домами, высокими, всегда закрытыми воротами и патриархальным бытом, который резко отличался от остальной Москвы. И здесь обосновалось много текстильных династий, преимущественно владельцев хлопчатобумажных фабрик. И поныне на Рогожском кладбище покоятся известные старообрядческие купцы и промышленники Рахмановы, Шелапутины, Морозовы (ветвь Тимофея Саввича Морозова),  Солдатенковы, Рябушинские.

 

Именно Рябушинские дали толчок российскому льноводству. До Рябушинских вопросами экспорта российского льна занимались почти исключительно иностранцы. По этой причине было решено бросить все силы на создание льняной монополии в России. Они вместе с С. Н. Третьяковым создали «Русское льнопромышленное акционерное общество» («РАЛО») с основным капиталом в 1 млн рублей (80% — Рябушинские). В 1913 году ими была приобретена одна из лучших фабрик в России по изготовлению высших сортов льняного товара — фабрика А. А. Локолова (председателем правления Общества А. А. Локолова стал С. Н. Третьяков) и «марка „Рало“ стала быстро первоклассной маркой как на внутреннем, так и на заграничном рынках». Вот так древняя рогожа воплотилась в русский лён. 

 

Прошло несколько десятилетий. Традиции старобрядчества возвращаются в Рогожскую слободу, в том числе и  старообрядческая ярмарка, которая обычно приходится на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). На ней можно увидеть и, разумеется, купить ткани, полотенца, одежду из домотканого и промышленного льна, в том числе и рогожку.

 

Ну, а рогожка … она тоже менялась. В конце ХIХ века в ткань стали добавлять шерсть, коноплю, а в последней четверти ХХ века в ход пошла вискоза и синтетика, в том числе полиэстер, акрил и нейлон.

 

Сегодня рогожка – семейство грубых, но упругих и эластичных тканей. Изделия из нее воздухопроницаемы, хорошо впитывают влагу, держат и восстанавливают форму, не растягиваются при носке, не садятся при стирке, мало мнутся, устойчивы к износу, истиранию, слабее, чем другие виды ткани загрязняются и впитывают посторонние запахи. Поэтому, в зависимости от плотности, рогожку используют как мебельную ткань, а также для пошива летней одежды и белья.

 

-----  

По материалам: 1,2, 3, 4

Фото  Евгений Голубев


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Октябрь. Ч.3
18.10.2024

Все большее число стран приходит к пониманию законодательного определения конопли

Изучение потенциала каннабидиола в качестве дополнительного средства для лечения шизофрении
17.10.2024

СВД соответствует терапевтическим потребностям при шизофрении

TURUNTOR
17.10.2024

Одежда вязана шита /конопля/лён/крапива

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: