Краски на льняном масле
19.01.2018 - 12584 просмотраНа протяжении тысячелетий иконописцы, художники и маляры в своей работе применяют натуральные масла растений - льна, конопли и мака. В основе их действия – способность «высыхать» на воздухе, образуя линоксин - твердую эластичную, прочную, нерастворимую в воде и ряде органических растворителей пленку.
Свойства масляной краски
Суть процесса заключается в том, что жидкое льняное масло проникает во все поры древесины, холста, картона, бумаги и закупоривает их. В результате окисления ненасыщенных жирных кислот кислородом воздуха образуются длинные полимерные углеводородные цепочки. При этом объем масла во время сушки меняется незначительно. Поскольку масло отталкивает от себя воду и водные растворы, материал защищен от порчи, а изображение долго сохраняется.
Кроме того, растительные жиры хорошо поглощают пигменты, образуя с ними однородную массу разных цветов и оттенков. Льняное масло делает краску менее вязкой, густой и более текучей, помогает сделать цвет менее насыщенным, добавляет тону красивый глянцевый оттенок, повышает укрывистость, адгезию между слоями, устойчивость красочного слоя к внешним воздействиям.
В нормальных условиях (умеренная температура, обычное сролнечное освещение) льняное масло высыхает за неделю, а при повышенной температуре и интенсивном освещении - за трое суток. Скорость высыхания зависит от толщины красочного или масляного слоя. При плохом освещении, в темноте и при пониженной температуре масляная краска может сохнуть до двух месяцев.
Процесс высыхания можно разделить на этапы: на первом на покрашенной поверхности образуется тонкая пленка; 2 - при нажатии пальцем на пленку на ней остается отпечаток; 3 - отпечаток от пальца не остается, но пленка еще мягкая и движется; 4 – красочный слой можно покрывать лаком. Обычно это происходит через год. Окончательное же высыхание масляной живописи наступает фактически через несколько лет. При этом льяное масло продолжает окисляться воздухом, а краска в итоге становится матовой (сигнал для обновления покрытия).
Лен уступил и выиграл
В качестве натуральных пигментов применяли разные минералы и соли, в том числе соединений свинца, который до начала 1960-х годов употреблялся в значительных количествах даже в красках для отделки жилых помещений. Со временем стало известно, что свинец ядовит, особенно для детей младшего возраста, и может привести к повреждениям нервной системы, замедлению роста, задержке развития и повреждению почек.
Поэтому лакокрасочная промышленность стала производить «нефтяные» алкидные, акриловые и полиуретановые краски на основе растворителей, для стойкости и цветовой палитры которых свинец не требовался. Более того, синтетические краски позволили расширить цветовую палитру художественных красок. Акриловые краски «латексные» это быстро высыхающие краски, содержащие компонент, приостанавливающий полимеризацию в акриловой эмульсии. Эти краски часто продаются как экологически чистые, так как в качестве растворителя используется вода.
Время высыхания акриловых красок верхнего слоя составляет 4 - 6 часов, а грунтовки и нижние слои краски высыхают в течение одного или двух часов. Льняные же масляные краски могут быть нанесены один раз в сутки, т.е. один слой в день. Кроме того, синтетические краски имеют стабильный состав, а качество льняного масла меняется в зависимости от места выращивания льна и технологии очистки льняного масла. Например, семена льна, выращенного в северных широтах (холодный и влажный климат), имеют более высокое содержание линоленовой кислоты, и оно высыхает быстрее, чем масло, отжатое из «южного» льна. Краска также дольше сохнет, если в льняном масле много белка.
Нестабильность качества и длительность сушки, и, следовательно, производства покрасочных работ, привело к тому, что в середине ХХ века синтетические краски из алкидных смол нефти и нефтехимических растворителей вытеснили краски на льняном масле. Однако поскольку современное производство краски сопровождается огромным выбросом углекислого газа, а синтетические краски, лаки, грунтовки у многих вызывают наркотические эффекты, головные боли, сонливость, головокружение и тошноту, было принято решение регламентировать содержание в них летучих органических веществ.
1 января 2010 г. в Европейском Союзе вступила в силу директива 2004/42/ЕС, в соответствии с которой все выпускаемые декоративные покрытия должны соответствовать новым нормам ЛОС («локальные очистные сооружения»). И это дало некоторые преимущества льняным натуральным краскам, так как у них ЛОС не превышает 18 г/л (у химических красок - 300 г/л). Со временем выяснилось, что алкидные эмали или синтетические краски не имеют такой проникающей способности, как на льняной основе. Кроме того, акриловые и алкидные краски содержат 45- 60% химического растворителя, который при высыхании покрытия улетучивается атмосферу. То есть защитный слой в 2-3 раза тоньше, чем у традиционной масляной краски. И для покрытия одной и той же площади алкидных и акриловых красок нужно больше, поскольку их укрывистость до 40% ниже, чем у льняной краски. По этой же причине акриловые краски для лучшей адгезии к поверхности требуют дополнительных работ по грунтовке и нанесению нижних слоев, что, в свою очередь, увеличивает стоимость ремонтных работ.
Затем выяснилось, что синтетические краски «не дышат», быстро теряют эластичность, а их «продолжительность жизни» составляет 5-7 лет, что в два раза меньше, чем у льняных красок. Интерес к льняным краскам вернуло еще одно обстоятельство. Чистая краска из льняного масла хоть и становится со временем матовой, а затем, через 20-30 лет – меловой, но образующиеся небольшие трещины в виде квадратиков, впоследствии не увеличиваются и не разрушаются. Алкидные же эмали, которые тоже постепенно теряют глянец, могут отрываться от поверхности большими кусками, причем без каких-либо видимых причин. Эта особенность уже вызвала проблемы у реставраторов картин послевоенных художников ХХ века и художественных музеев, в которых хранится такая живопись.
Льняные краски и масла
Льняное масло используют для изготовления:
- бытовых красок, в том числе, для производства внутренних или наружных малярных работ;
- мастик для пропитки мебели и декоративных деревянных изделий, в том числе прикладов ружей, деревянной посуды, домашней утвари;
- мастик и твердого льняного масла, в состав которых входят другие растительные масла, сосновая смола, живичный скипидар, канифоль, для покрытия деревянных поверхностей срубов, отделки бань и саун;
- художественных красок,
;
-масел для разведения готовых масляных красок или приготовления их из готовых основ, - улучшителей (сиккативов) лаков и красок;
- лаков для закрепления красочного слоя.
Современные масляные краски готовят на разном по качеству льняном масле. Если оно низкого качества, белая краска может пожелтеть. Если основа хорошо очищена от лишних соединений, краска практически не желтеет или это происходит при отсутствии дневного света, например, под цветочным горшком. Но на свету этот оттенок исчезает. И если краска предназначена для внешних работ, то она останется белой, выдерживая осадки и загрязнение воздуха.
Но надо учесть, что если льняного масла (связующего) в краске по отношению к пигменту слишком мало, то она будет выглядеть матовой с момента покраски. Покрытие будет матовым и служить меньше и в том случае, если льняную краску разбавить большим количеством другого растворителя.
В заводских условиях выпускают:
- масло отбеленное рафинированное льняное для разведения художественных масляных красок;
- масло льняное уплотненное двух номеров (слабоуплотненное Na 1 и средней степени уплотнения № 2), используемое для разведения художественных масляных красок. Придает краскам некоторую тягучесть, улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, «звучность»), благодаря повышенному коэффициенту преломления, а его пленка обладает большей влагостойкостью и меньше «жухнет» (тускнеет), желтеет, сморщивается, чем, рафинированное отбеленное льняное масло.
- масло льняное полимеризованное. Это полностью очищенное от примесей масло, подвергнутое специальной обработке, в результате которой линоленовый глицерид масла становится крайне устойчивым к химическим изменениям смолистым веществом. В результате льняное масло практически превращается в лак, теряет способность желтеть и становится непроницаемым для воды и атмосферного воздуха. Полимеризованное льняное масло не деформирует красочный слой, образует прочную пленку при высыхании, делая краски более свежими, яркими, с полными тонами. Используется в качестве основы для «тройника», финишного глянцевого лака для масляных красок или для коррекции пожухших участков живописи.
Совет художника
Приготовить льняное масло для живописных работ можно в домашних условиях. В большой банке смешивают 2 л готового пищевого льняного масла холодного отжима и 1 л отстоянной воды (колодезная и родниковая более предпочтительна). Энергично, с интервалом полчаса трижды встряхивают жидкость по 10-20 мин. Переливают эмульсию в прозрачную емкость и оставляют на подоконнике для осветления. Со временем масса расслоится и в нижнем слое (вода) останутся остатки крахмала, целлюлозы, пектинов, лигнинов, соли фосфатов и других неорганических солей, которые ухудшают качество краски, замедляют процесс высыхания, образуют менее прочные защитные пленки, которые сморщиваются, желтеют и быстрее становятся мутными, теряя глянец и блеск. Хорошее плотное масло созревает через 2 года, но пользоваться для разведения красок им можно уже через три месяца.
Наносить масляные краски нужно соответствующей кистью. Она должна быть упругой, растирать краску до нужной толщины. Лучше всего использовать кисти из свиной щетины. Синтетические и кисти с мягким ворсом для красок на водной основе лишь скользят по масляной краске.
Хотя мир занят проблемами и подготовкой к праздникам, происходят события, влияющие на развитие...
Конопляная лубяная масса легко перерабатывается в целлюлозу при щелочной варке