Заслон гринвошингу
31.10.2019 - 1361 просмотрВ России стремительно растет спрос на полезную для здоровья продукцию. По результатам исследований, проведенных в 2018 году агентствами ВЦИОМ, GfK Russia и Nielsen, до 60% жителей страны отдают предпочтение именно таким товарам. Однако, ввиду относительно невысокой доли на рынке сертифицированных здоровых продуктов, значимая часть спроса удовлетворяется фактически за счет гринвошинга.
Гринвошинг – это маркетинговая уловка: товар позиционируется как здоровый или экологичный, но на самом деле таковым не является. Термин возник из комбинации двух слов – green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации). |
Гринвошинг использует такие приемы:
Акцент внимания на достоинствах продукта с одновременным сокрытием его недостатков.
Бездоказательные утверждения, которые не могут быть подвергнуты проверке покупателем.
Слишком общие утверждения (например, «полностью натуральный продукт»).
Неактуальные утверждения (к примеру, заявление о том, что продукт не содержит определенного вредного вещества, в то время как использование этого вещества и так запрещено).
Выбор меньшего из двух зол (продвижение продукта, который может быть экологичнее аналогов, но при этом все равно наносит вред).
Откровенно ложные заявления.
Несуществующие красивые знаки и маркировки.
В Евросоюзе от гринвошинга защищает ст. 23 Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года «О производстве и маркировке органической продукции», согласно которой такие понятия, как «органик», «био», «эко» и производные от них, по отдельности или вместе, на любом из языков идентичны, и могут использоваться только для маркировки органической продукции. Во многих странах мира экопродукцию маркируют специальными знаками, которые помогают потребителям отличать действительно безопасные и экологичные товары:
1. «Евролист» - маркировка EU Organic Bio или еuro-leaf введена в 2010 году.
2. эколейбл - нак введен в 1992 году Европейской комиссией и органами власти каждого государства-члена ЕС, включая Исландию, Норвегию, Швейцарию и Турцию
3. "Голубой ангел" - старейший знак Германии (1978 г) о безопасности продукции для окружающей среды
4. "Белый лебедь" – эко-маркировка в скандинавских странах
5. Стандарт USDA, учрежден в 2002 году по инициативе Департамента сельского хозяйства США
6. Экознак Японии
В нашей стране некоторые участники рынка, пользуясь трендом на здоровый образ жизни и потребление продуктов, снижающих ущерб окружающей среде, вводят потребителей в заблуждение относительно «зеленого» или органического происхождения продукции путем нанесения на упаковки несуществующих маркировок.
Сергей Коршунов, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ОРГАНИЧЕСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНСЕЛЬХОЗЕ РФ, отмечает, что: "На сегодняшний день более 90% продукции, которая позиционируется как «органик», «эко», «био», таковой не является – это маркетинговая уловка. Безусловно, необходимы меры для защиты потребителей и введение четких правил: что понимать под такой продукцией, как ее определять, какие требования предъявлять к ее производству, каким образом все это контролировать".
До недавнего времени участники рынка могли наносить информацию об органическом происхождении товара без всяких оснований и делали это безнаказанно. Но ситуация начинает меняться.
Дальнейшему обману потребителей будет препятствовать, в частности, закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он вступает в силу в январе 2020 года. Законом вводится официальное определение понятия «органическая продукция», а также устанавливаются нормы ее производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации.
Производители больше не могут безнаказанно маркировать свою продукцию как органическую, не имея соответствующего сертификата: за подделку маркировки законом предусмотрены штрафы в размере от 10 до 100 тысяч рублей. Пока длится переходный период, наносить такую маркировку также запрещено.
"В законе закреплено понятие «органическая продукция». Такую надпись на продукции смогут ставить только те производители, которые прошли сертификацию в аккредитованных Росаккредитацией органах по сертификации и внесены в единый государственный реестр, – рассказывает Сергей Коршунов. "Таким образом, название «органической» продукции стало юридически защищено. Теперь если производитель станет выдавать свою продукцию за органическую, не имея соответствующего сертификата, то это будет расцениваться как нарушение закона. Поэтому мы ожидаем снижения бесконтрольного использования термина «органик» после вступления закона в силу. Потребители смогут быть уверены, что та продукция, на которой стоит маркировка «органик» и единый государственный знак органической продукции, произведена без химических пестицидов, удобрений и пищевых добавок, гормонов роста, антибиотиков, ГМО".
Вступление в силу федерального закона и ведение предусмотренного им единого реестра органической продукции позволят потребителю получать достоверную информацию о товарах, прошедших сертификацию. Помимо органики (и приравненных к ней товаров) отдельно будет выделяться сельскохозяйственная продукция, выращенная или произведенная с использованием методов бережного отношения к окружающей среде. Проект соответствующего закона уже прошел общественное обсуждение и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Документ вводит четкое разделение понятий «органическая» и «зеленая» продукция, а также предусматривает создание государственного реестра, что затруднит введение потребителей в заблуждение относительно «зеленого» происхождения продукции, ведь всю необходимую информацию можно будет проверить он-лайн.
В ближайшее время должны быть представлены на утверждение шесть национальных стандартов, регламентирующих принципы и определения такой продукции, при производстве которой минимизируется ущерб окружающей среде. – добавляет Елена Саратцева. – На первом этапе эти стандарты, прежде всего, будут касаться категорий продукции, которые относятся к продуктам питания, сельхозсырью и удобрениям. Дальше эти категории можно будет расширить. В мире есть примеры и «зеленой» текстильной продукции, и всевозможных фармацевтических препаратов, и продукции косметической промышленности. Все это может регулироваться «зеленой» стандартизацией.
Выбрать предлагается из пяти вариантов.
Предотвратит введение потребителей в заблуждение знак «зеленой» продукции единого образца. То, как будет выглядеть знак, решит онлайн-голосование, запущенное на сайте Минсельхоза. Принять участие в голосовании может каждый житель страны.
будем надеяться, что работа не затянется и все необходимые регламенты и правила, касающиеся органической продукции будут утверждены быстро. Но уже сейчас потребители могут приобретать качественную российскую органическую продукцию. Например, международную эко-маркировку «Зеленый лист» в России официально имеет компания «Сибирские органические продукты» (Томская область, Асиновский район), которая производит семена и масло органического льна.
Использованы материалы Источник
Прошедшая неделя показала, что сегмент лубяных культур растет
Исследовано влияние ограниченного ферментативного гидролиза